Николаю Гумилёву посвящается.

Благородное  сердце  твоё  -
Словно  герб  отошедших  времён.
Освящается  им  бытие
Всех  земных,  всех  бескрылых  племен.

Если  звёзды,  ясны  и  горды,
Отвернутся  от  нашей  земли,
У  неё  есть  две  лучших  звезды:
Это  -  смелые  очи  твои.
Н.  Гумилёв

Посвящение  Николаю  Гумилёву

Ты  любовью  освящённый,
Пленник  женской  красоты,
Парусами  облачённый,
В  поиск  слова  и  мечты.

Мира  отрок  и  воитель,
Берегами  даль  маня  -
Ты  искал,  искал  обитель,
Где  о  счастии  звонят...

Жрец  свободы,  пленник  сердца
И  тропы,  что  в  вышину;
Полн,  судьбой  своей  по  венца,
Выпив  ложную  вину.

Насладился  странствий  миром,
Где  Египет...  и  Лаос.
Оборвалась  резко  Лира
В  роще  грустных  черных  роз...

15.04.2015г.
Коктебель

Дом  творчества  Коктебель:  
Николай  Степанович  Гумилёв  и  Елизавета  Дмитриева


От  Дома  Поэта  к  Дому  творчества.  Николай  Степанович  Гумилёв.  В  то  же  время  у  Волошина  гостили  молодые  петербургские  поэты  Николай  Степанович  Гумилёв  и  Елизавета  Ивановна  Дмитриева.  "Летом  этого  года,  -  вспоминал  Толстой,  -  Гумилёв  приехал  на  взморье,  близ  Феодосии,  в  Коктебель.   Мне  кажется,  что  его  влекла  туда  встреча  с  Дмитриевой,  молодой  девушкой,  судьба  которой  впоследствии  была  так  необычна.  С  первых  дней  Гумилёв  понял,  что  приехал  напрасно:  у  Дмитриевой  началась,  как  раз  в  это  время,  её  удивительная  и  короткая  полоса  жизни,  сделавшая  из  неё  одну  из  самых  фантастических  и  печальных  фигур  в  русской  литературе...  Гумилёв  с  иронией  встретил  любовную  неудачу:  в  продолжении  недели  он  занимался  ловлей  тарантулов.  Его  карманы  были  набиты  пауками,  посаженными  в  спичечные  коробки.  Он  устраивал  бой  тарантулов.  К  нему  было  страшно  подойти.  
Затем  он  заперся  у  себя  в  чердачной  комнате  дачи  и  написал  замечательную,  столь  прославленную  впоследствии,  поэму  "Капитаны".  После  этого  он  выпустил  пауков  и  уехал".

"Чердачная  комната",  в  которой  Гумилёв  написал  "Капитанов",  сохранилась  до  нашего  времени  та  третьем  (чердачном)  этаже  "дома  Пра".  Говорят,  иногда,  прислушиваясь  к  шелесту  колеблемой  ветром  листвы  или  слушая  шум  коктебельского  прибоя,  можно  услышать,  как  кто-то  читает  стихи  Гумилёва:
На  полярных  морях  и  на  южных,
 По  изгибам  зелёных  зыбей,
 Меж  базальтовых  скал  и  жемчужных
 Шелестят  паруса  кораблей.  
Быстрокрылых  ведут  капитаны,
 Открыватели  новых  земель,
 Для  кого  не  страшны  ураганы
 Кто  изведал  мальстремы  и  мель...

Елизавета  Дмитриева.  А.  Н.  Толстой  назвал  Елизавету  Дмитриеву  "одной  из  самых  фантастических  и  печальных  фигур  в  русской  литературе".  Она,  мало  кому  известная  в  ту  пору  гимназическая  учительница,  писавшая  "милые  простые  стихи",  приехала  в  Коктебель  вместе  с  Гумилёвым  в  конце  мая  1909  года.  "В  этой  молодой  школьной  девушке,  которая  хромала,  -  отмечала  Марина  Цветаева,  -  жил  нескромный,  нешкольный,  жестокий  дар,  который  не  только  хромал,  а  как  Пегас,  земли  не  знал.  Жил  внутри,  один,  сжирая  и  сжигая...".  По  словам  Дмитриевой,  в  Коктебеле  Гумилёв  якобы  сделал  ей  предложение  выйти  за  него  замуж  и,  получив  отказ,  уехал,  а  она  до  осени  провела  там  "лучшие  дни"  в  своей  жизни.  Тогда  Дмитриева  и  Волошин  придумали  образ  вымышленной  поэтессы  Черубины  де  Габриак.  "Помню,  -  рассказывает  Толстой,  -  в  тёплую,  звёздную  ночь  я  вышел  на  открытую  веранду  волошинского  дома,  у  самого  берега  моря.  В  темноте,  на  полу,  на  ковре  лежала  Дмитриева  и  вполголоса  читала  стихотворение.  Мне  запомнилась  одна  строчка,  которую  через  два  месяца  я  услышал  совсем  в  иной  оправе  стихов,  окружённых  фантастикой  и  тайной".  Волошин  вспоминал:  "В  стихах  Черубины  я  играл  роль  режиссёра  и  цензора,  подсказывал  тему,  выражения,  давал  задания,  но  писала  только  Лиля.  Легенда  о  Черубине  распространилась  по  Петербургу  с  молниеносной  быстротой.  Все  поэты  были  в  неё  влюблены.  Нам  удалось  сделать  необыкновенную  вещь  -  создать  человеку  такую  женщину,  которая  была  воплощением  его  идеала  и  которая  в  то  же  время  не  могла  разочаровать  его  впоследствии,  так  как  эта  женщина  была  призрак".

Осенью  1909  года  в  редакцию  столичного  литературно-художественного  журнала  "Аполлон"  начали  приходить  письма  со  стихами,  подписанными  именем  Черубины  де  Габриак.  Стихи  произвели  сильное  впечатление  на  редакцию:
С  моею  царственной  мечтой
 Одна  брожу  по  всей  вселенной,
 С  моим  презреньем  к  жизни  тленной,
 С  моею  горькой  красотой.

 Царицей  призрачного  трона
 Меня  поставила  судьба...
 Венчает  гордый  выгиб  лба
 Червонных  кос  моих  корона.  
 Но  спят  в  угаснувших  веках
 Все  те,  кто  были  мной  любимы,
 Как  я,  печалию  томимы,
 Как  я,  одна  в  своих  мечтах.

 И  я  умру  в  степях  чужбины,
 Не  разомкнув  заклятый  круг,
 К  чему  так  нежны  кисти  рук,
 Так  тонко  имя  Черубины?


Дмитриева  была  талантливой  поэтессой,  и  стихи  Черубины  де  Габриак  вошли  в  золотой  фонд  русского  символизма.    
 Лишь  раз  один,  как  папоротник,  я
 Цвету  огнём  весенней,  пьяной  ночью...
 Приди  за  мной  к  лесному  средоточью,
 В  заклятый  круг,  приди,  сорви  меня!  
 Люби  меня!  Я  всем  тебе  близка.
 О,  уступи  моей  любовной  порче,
 Я,  как  миндаль,  смертельна  и  горька,
 Нежней,  чем  смерть,  обманчивей  и  горче.


Слава  таинственной  поэтессы  ширилась:  многие  пытались  узнать,  кто  она,  выследить  и  увидеть  её,  познакомиться  с  ней.  Увлечение  её  стихами  переросло  в  настоящую  манию.  "Стихами  её  теперь  здесь  все  бредят...",  -  писал  в  ноябре  1909  года  поэт  В.  В.  Гофман.  Воображению  современников  Черубина  де  Габриак  представлялась  загадочно-романтичной  красавицей-иностранкой,  страстной  и  недосягаемой.

Когда  же  стало  известно,  что  за  маской  Черубины  скрывались  Елизавета  Дмитриева  и  Максимилиан  Волошин,  разразился  скандал,  окончившийся  дуэлью  Волошина  и  Гумилёва  и  большим  душевным  потрясением  для  Дмитриевой,  которая  так  и  не  смогла  оправиться  после  этого  "разоблачения".  Гумилёв,  уже  давно  влюблённый  в  Дмитриеву,  не  мог  простить  Волошину  этого  "творческого  союза".  Волошин  и  Гумилёв  стрелялись  в  Петербурге,  в  районе  Чёрной  речки,  на  дуэльных  пистолетах  пушкинской  поры.  Очевидно,  что  дуэль  происходившая  в  начале  20-го  века  (говорят,  что  она  была  последней  дуэлью  в  России),  не  могла  закончиться  трагедией  -  все  остались  живы.

Однако,  прохладные  отношения  между  Волошиным  и  Гумилёвым  сохранились  надолго.  Они  были  перенесены  на  жену  Гумилёва  -  Анну  Ахматову.  Поэтому  Ахматова  была  одной  из  немногих,  кто  никогда  не  приезжал  в  Коктебель.  В  1921  году  Волошин  и  Гумилёв  встретились  ещё  раз,  это  было  в  феодосийском  порту.  Гумилёв  собирался  отплыть  в  Новороссийск.  Поэты  пожали  друг  другу  руки,  примирение  состоялось.  Кто  мог  предположить  тогда,  что  это  была  их  последняя  встреча!?  Через  несколько  месяцев  Николай  Гумилёв  был  расстрелян,  как  "контрреволюционер

Последнее  стихотворение.

Гумилёв  Николай

Андрей  Кузнецов
Дата  из  серии  -  не  забудем  и  не  простим
26  августа  1921  года  чекистами  был  расстрелян  русский  поэт  Николай  Гумилёв.
Свидетель  гибели  Гумилёва  (чекист)  :  "Да...  Этот  ваш  Гумилёв  -  нам,  большевикам,  это  смешно.  Но,  знаете,  шикарно  умер.  Я  слышал  из  первых  рук.  Улыбался,  докурил  папиросу...  Фанфаронство,  конечно.  Но  даже  на  ребят  из  Особого  отдела  произвёл  впечатление.  Пустое  молодечество,  но  всё-таки  крепкий  тип.  Мало  кто  так  умирает.  Что  ж,  свалял  дурака.  Не  лез  бы  в  контру,  шёл  бы  к  нам,  сделал  бы  большую  карьеру.  Нам  такие  люди  нужны..."
Подпись  под  заключением  о  виновности  Гумилёва  поставил  карандашом  следователь  Якобсон.
На  стене  камеры  Кронштадской  крепости,  где  последнюю  ночь  перед  расстрелом  провёл  Гумилёв,  были  обнаружены  нацарапанные  стихи.
Последнее  стихотворение,
выцарапанное  на  стене  каземата  перед  казнью
26.  08.  2021г.

В  час  вечерний,  в  час  заката
Каравеллою  крылатой
Проплывает  Петроград...
И  горит  на  рдяном  диске
Ангел  твой  на  обелиске,
Словно  солнца  младший  брат.
Я  не  трушу,  я  спокоен,
Я  -  поэт,  моряк  и  воин,
Не  поддамся  палачу.
Пусть  клеймит  клеймом  позорным  -
Знаю,  сгустком  крови  черным
За  свободу  я  плачу.
Но  за  стих  и  за  отвагу,
За  сонеты  и  за  шпагу  -
Знаю  -  город  гордый  мой
В  час  вечерний,  в  час  заката
Каравеллою  крылатой
Отвезет  меня  домой.

 
                                                                                     Автор  подборки:  Вячеслав  Шикалович

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=787512
Рубрика: Посвящение
дата надходження 15.04.2018
автор: Променистий менестрель