Зимівник чаклуна (Кочовик)

–  Хай  ведуть  тебе  коні,  –  казав  кочовик,  –
Лиш  тримайся  поодаль  стрімкої  води,
Бо  стоїть  там  на  варті  старий  січовик,
Знай,  у  нього  рахунки  свої  до  орди.

Та  не  слухав  поради  юнак  і  в  час  злив  
Він  пішов  до  річок,  що  кінчаються  -ець,
За  межу,  де  відлюдником  старець  той  жив.
Гай  шумить,  промовляє:  «Свій  знайдеш  кінець».

Виє  вітер,  ломить  віти,
Хмара  котить,  грім,  скавчання  –
Ось  зимівник,  трави,  квіти:
Сумнів  чуй  свій  і  вагання…

–  Гей,  коня  поверни!
Тут  живуть  чаклуни
Чи  вовків  ти  не  чув?
Кочовик,  що  забув?
Молодий  –  поживи,
Пошкодуй  голови
Чи  межу  перетни
Та  навіки  засни.

Вражі  стріли  встромились  у  цей  чорнозем  –
Крапнув  дощ  та  зі  стріл  проросли  ці  гаї!
Обернешся  свинею,  як  ми  так  назвем!..  –
Вітер  вщух  і  з  дерев  залили  солов’ї.

–  Ти  ж,  старий,  не  шайтан,  не  нащадок  волхвів,
І  не  воїн  –  лиш  тесля,  рибалка,  бджоляр?!
Характерник  всміхнувсь,  ледве  вусом  повів:
«Пасовище  не  тут,  повертайся,  маля…  –

Тупіт  ніг  –  землі  здригання.  –
Що  сказав  дурній  макітрі?!»
Хмара  котить,  грім,  скавчання,
Блискавиць  герць  у  повітрі!

–  Гей,  коня  поверни!
Тут  живуть  чаклуни
Чи  вовків  ти  не  чув?
Кочовик,  що  забув?
Молодий  –  поживи,
Пошкодуй  голови
Чи  межу  перетни
Та  навіки  засни.

24  серпня  2018  р.


Материалы  для  историко-статистического  описания  Екатеринославской  епархии.  Церковь  и  приходы  прошедшего  ХVIII  столетия.  –  Екатеринослав,  1880.  –  С.  38-47:  

«Слобода  Ясеноватая,  на  вершине  реки  Кривого  Торца,  многолюдная  и  с  населением  довольно  состоятельным...  находится  Бахмутского  уезда  в  3-м  благочинническом  округе.


Местность  нынешней  слободы  Ясеноватой  –  древнейшее,  старожитное  запорожское  займище.  В  славных,  богатых  и  плодородных,  роскошных  и  живописных  дачах  восточного  Запорожья,  при  урочище  Ясеноватке,  зимовником  и  хутором  в  1690  году  сидело  несколько  отшельников,  абшитованных  запорожцев,  занимавшихся  пчеловодством,  скотоводством  и  рыбальчеством.  Крепостной  и  торговый  город  Бахмут  достаточно  был  знаком  и  известен  отшельникам  запорожцам.  С  1745  года,  в  восточной  части  Запорожья,  урочище  Ясеноватка  сделалось  одним  из  главных  притонов  для  харцызов  и  характерников,  для  гайдамак  и  гайдуков  запорожских».

Указанная  территория  находилась  на  границе  Земель  и  Вольностей  Запорожской  Сечи  (а  также  Кальмиусской  паланки  Войска  Запорожского)  и  Земель  донских  казаков.  Точно  определенной  в  натуре  границы  между  ними  до  18-го  столетия  не  существовало.  Территории  бывшего  соприкосновения  Запорожья  и  Донщины  также  принято  именовать  Донетчиной  (от  названия  реки  Северский  Донец,  к  бассейну  которой  относится  указанная  территория).  Учитывая  то,  что  на  юг  от  Запорожья  находились  кочевые  племена  Ногайской  орды,  запорожские  и  донские  казаки  вынуждены  были  нести  постоянную  сторожевую  службу,  что  и  послужило  к  концу  17-го  столетия  формированию  таких  казацких  займищ,  как  Ясеноватая  (Ясиноватка,  Ясиновка),  Макеевка,  Землянки,  в  1777  году  преобразованных  в  воинские  государственные  слободы.  В  настоящее  время  территория  бывшей  слободы  Ясеноватой  разделена  между  городами  Макеевка  (село  Ясиновка)  и  Ясиноватая.  К  территории  Макеевки  также  относятся  Землянки.

При  этом  развитие  имеющихся  и  появление  новых  поселений  в  пределах  восточного  Запорожья  существенно  ускорила  политика  разбавления  «одного  из  главных  притонов  для  харцызов  и  характерников,  для  гайдамак  и  гайдуков  запорожских»  «народом  семейным»,  в  том  числе  переселенцами  из  турецких  и  австрийских  владений,  например,  волохами  (современные  румыны)  с  различной  степенью  последующей  ассимиляции.

Далее  продолжение  выдержки  из  вышеприведенной  «Материалы  для  историко-статистического  описания  Екатеринославской  епархии.  Церковь  и  приходы  прошедшего  ХVIII  столетия»:  «С  1770  года  Бахмутская,  провинциальная  и  воеводская  канцелярия  особенное  внимание  обратили  на  эту  местность  и  всеми  силами  старались  заселить  её  народом  семейным  и  оседлым.  Прилив  народа  в  богатые  и  плодородные,  но  пустые  и  безлюдные  степи  Новороссийского  края  из  турецких  и  цесарских  владений  помог  земским  комиссарам  населить  Ясеноватку  и  околичные  урочища  православными  христианами  –  молдаванами  и  волохами:  в  Бахмутских  степях  явились  населенные  местности  Государев  Буерак,  Ясеноватая,  Зайцева,  Железная  Балка,  Землянки  и  проч.  По  открытии  в  1774  году  Азовской  губернии,  все  эти  слободы  в  1777  году,  по  распоряжению  Азовской  губернской  канцелярии,  предназначены  быть  воинскими  государственными  слободами…

В  прошении  от  23-го  апреля  1786  года,  поселяне  воинских  государственных  слобод  Землянок  и  Ясеноватой  писали  преосвященному:  «Выведены  мы  из  турецкой  области  от  Днестра  волохи  в  Россию,  1772  года,  и  жительство  мы  имели  сего  ж  Бахмутского  уезда  по  разных  селениях  с  малороссиянами;  а  прошедшего  1782  года,  по  указу  бывшей  Азовской  губернии,  переведены  на  отмежеванную  нам  при  вершине  Кривого  Торца  реки  в  называемую  слободу  Землянки,  где  и  по  соседству  к  нам  принадлежит  слобода  Ясеноватая;  в  которых  слободах  церкви  не  имеется…  между  чем  обовъязуемся  во  всем  по  его  священника  Иоанна  Ставровиецкого  надобности  спомоществовать,  а  по  принятии  оного  священника  долженствуем  без  отговорочно  приложить  старание  о  сооружении  в  нас  церкви,  которую  от  начала  даже  и  до  совершенства  со  всеми  утварьми  церковными  долженствуем  снабдить…  Того  ради  Вашего  Преосвященства  по  изложению  сего  вышеописанного,  всенижайше  просим  милостивое  архипастырское  учинить  рассмотрение,  в  чем  вышеописанных  слобод  жители  по  имени  и  по  прозванию  подписуемся:  слободы  Землянок  атаман  Иван  Еремеев,  сотский  Кирило  Афанасьев,  старики  –  Герасим  Вепря,  Федор  Обрежан,  Иван  Кожужар,  Еремей  Корнецов,  Василий  Царан  и  проч.  Слободы  Ясеноватой  атаман  Петр  Нарежный  и  старики  Антон  Носуля,  Андрей  Мирщенко,  Семен  Мирщенко,  Иван  Ткаченко,  Иван  Рябовол,  Федор  Шевченко  и  проч.;  за  них  неграмотных  слободы  Землянок  писарь  Леонтий  Остроушко  руку  приложил».


Не  те,  щоб  тут  врода  велика  була,  –
Кого  зачарують  бур’ян,  ковила?  –
Та  чую  я  серцем  поезію  в  них,
Степах  цих  широких,  пустинях  сумних!

Бо  тут  всі  народи  у  час  свій  прийшли,
Тут  скіфи  і  гуни  на  волі  жили,
А  потім  –  хозари;  татарин  блукав;
Козак-запорожець  кордони  держав.

І  все  те  –  мандрівне,  таємне,  мутне,
І  все  те  й  чарує  і  вабить  мене.
І  чую,  що  дух  той  живе  і  в  мені,
Що  варварам  давнім  я,  певне,  зрідні.

Микола  Федорович  Чернявський,  «Степ»,  1889  р.


Схема

«Хай  ве-ДУТЬ  те-бе  КО-ні,  –  ка-ЗАВ  ко-чо-ВИК,  –  12
!01  0!1  001  001
Лиш  три-МАЙ-ся  по-О-даль  стрім-КО-ї  во-ДИ,
!01  001  001  001
Бо  сто-ЇТЬ  там  на  ВАР-ті  ста-РИЙ  сі-чо-ВИК,
!01  !!1  001  001
Знай,  у  НЬО-го  ра-ХУН-ки  сво-Ї  до  ор-ДИ».
!01  001  00!  001

Та  не  СЛУ-хав  по-РА-ди  ю-НАК  і  в  час  ЗЛИВ
!!1  001  001  !11
Він  пі-ШОВ  до  рі-ЧОК,  що  кін-ЧА-ю-ться  -ЕЦЬ
!01  !01  !01  001  (Донець…  Торець…)
За  ме-ЖУ,  де  від-ЛЮД-ни-ком  СТА-рець  той  ЖИВ.
!01  !01  001  0!1
Гай  шу-МИТЬ,  про-мов-ЛЯ-є:  «Свій  ЗНАЙ-деш  кі-НЕЦЬ».
101  001  0!1  001

ВИ-є  ВІ-тер,  ЛО-мить  ВІ-ти,  8
10  10  10  10
ХМА-ра  КО-тить,  ГРІМ,  скав-ЧАН-ня  –
10  10  10  10
ОСЬ  зи-МІВ-ник,  ТРА-ви,  КВІ-ти:
!0  10  10  10
СУМ-нів  ЧУЙ  свій  І  ва-ГАН-ня.
10  1!  !0  10

«Гей,  ко-НЯ  по-вер-НИ!  6
!01  001
Тут  жи-ВУТЬ  ча-клу-НИ
!01  001
Чи  вов-КІВ  ти  не  ЧУВ?
!01  !!1
Ко-чо-ВИК,  що  за-БУВ?
001  !01
Мо-ло-ДИЙ  –  по-жи-ВИ,
001  001
По-шко-ДУЙ  го-ло-ВИ
001  001
Чи  ме-ЖУ  пе-рет-НИ
!01  001
Та  на-ВІ-ки  за-СНИ.
!01  001

Вра-жі  СТРІ-ли  встро-МИ-лись  у  ЦЕЙ  чо-рно-ЗЕМ  –
101  001  0!1  001  
Крап-нув  ДОЩ  та  зі  СТРІЛ  про-рос-ЛИ  ці  га-Ї!
101  !!1  001  !01
О-бер-НЕШ-ся  сви-НЕ-ю,  як  МИ  так  на-ЗВЕМ!..»  –
001  001  0!1  !01
Ві-тер  ВЩУХ  і  з  де-РЕВ  за-ли-ЛИ  со-ло-В’Ї.
101  !01  001  001

–  Ти  ж,  ста-РИЙ,  не  шай-ТАН,  не  на-ЩА-док  вол-ХВІВ,
!01  !01  !01  001
І  не  ВО-їн  –  лиш  ТЕ-сля,  ри-БАЛ-ка,  бджо-ЛЯР?!
!!1  0!1  001  001
Ха-рак-ТЕР-ник  всміх-НУВСЬ,  ле-две  ВУ-сом  по-ВІВ:
001  001  !01  001
–  Па-со-ВИ-ще  не  ТУТ,  по-вер-ТАЙ-ся,  ма-ЛЯ…
001  0!1  001  001

ША-блі  БЛИСК  –  зем-ЛІ  здри-ГАН-ня:
10  10  10  10
«ЩО  ска-ЗАВ  дур-НІЙ  ма-КІТ-рі?!»  –
!0  10  10  10
ХМА-ра  КО-тить,  ГРІМ,  скав-ЧАН-ня,
10  10  10  10
БЛИС-ка-ВИЦЬ  герць  У  по-ВІТ-рі!
!0  11  !0  10

Cиллабо-тоническая  система
куплеты
4-стопный  анапест  001
предприпев
4-стопный  хорей  10
припев
2-стопный  анапест  001

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=805190
Рубрика: Лірика кохання
дата надходження 01.09.2018
автор: Andrew Pushcha