Бочка с дымом. часть - 1.

Диспетчерский,  паровоз  СО-17н,  как  большая  бочка  с  дымом,  не  обращая  внимания  на  проходной  зеленый  светофор,  на  следующую  станцию  «Гриковатая»,  остановился  у  водонапорной  колонки.  К  нему,  были  прицеплены  три  пустых  платформы.  На  самой  последней  платформе,  висел  железный  красный  кружек,  хвостовой  знак,  что  означало,  последний  хвостовой  вагон.
-  Валя,  а  чего  цэ  он  остановывся?  –  Спросила  старшую  стрелочницу,  практикантка  Галина,  ей  явно  не  нравился  этот  паровоз.  Они  стояли  на  провожающем  мостике,  у  стрелочного  поста,  который  в  народе  прозвали  стрелочной  будкой.
-  Это  же  паровоз  Галя,  -  истерически,  вскинув  и  опустив  глаза,  бесстрастно  ответила  Валя.  Ей  давно  уже  надоели  глупые  вопросы  напарницы,  и  теперь  она  пыталась  бурно  не  реагировать  на  её  глупость.  Валентина  вспомнила  саму  себя  в  ранней  молодости  и  решила  что  у  Галки,  всё  это  пройдёт.
-  Ой!  Ну  так  и  шо?!  –  Быстро  разведя  руки  в  стороны,  заговорила  Галя.  -  Якшо  вин  паровоз,  так  ему  шо?  Всэ  можно?  Цэж  просто  свынство!  Нэ  сило  не  впало,  -  она  стукнула  руками  себя  в  бока,  притопнула  ногой,  заняв  позу  живой  героини.  -  Ехало  лытило,  крыла  склало,  впало!  И  так  нагло  соби  растягнулося!  Та  ище  и  нашу  воду  ковтае!!!  От  падлюка!!!  –  Продолжала  возмущаться  она,  перебирая  слова  с  русского  языка  на  украинский,  смешивая  с  суржиком.
-  Прекрати  Галя.  –  Слегка  разозлившись,  ответила  Валя.  –  Я  тебе  уже  много  раз  говорила!  Нэ  уродуй  ридну  мову!  Розмовляй  на  украинский  мови!  Не  позорь  саму  себе  неправыльно  вымовляючы  росийськи  слова!
-  Шо  Галя!  -  Шо  Галя!  Шо  прекраты  -  шо  прекраты!  –  Не  обращая  внимания  на  слова  Валентины,  снова  взорвалась  Галя.  –  Цэ  возмутительне  грубейше  нарушение.  Вот  шо  это!  И  я  сейчас  буду  звонить  дежурному  по  станции!  –  Она  буксонув  подмётками,  сорвалась  с  места,  кинувшись  в  будку  звонить  дежурному  по  станции.  За  нею,  с  выражением  на  лице  «Нафига  мне  эти  муки!»  бросилась  Валя.
-  Не  трогай  телефон!!!  Галка!!!  –  Взорвалась  Валя.  -  Твою  мать!!!  Тебе  что?!  Вовсе  делать  нечего?!  Ты!  Твою  мать  что?!  Первый  день  тут  работаешь?  По-твоему  будет  лучше,  когда  эта  бочка  с  дымом,  взорвётся,  к  чёртовой  матери  у  нас  под  домом?!  Или  тебе,  Бога  мать,  воды  жалко!?  Ща  эти  паровозники,  мать  их  так,  напоят  своего  чёртопхая,  да  и  поедут  с  Богом!  Валя  стукнула  кулаком  по  столу,  да  так  что,  и  графин,  и  стакан,  что  мирно  стояли  на  нём,  со  звоном  подпрыгнули.  Вот  завилась  дурында!!!  Ты  вообще  за  собой  следишь?  Ты  же,  как  курица!  –  Тут  уже  Валя  по-настоящему  заматерилась,  на  чём  свет  стоит.  Ты  что  не  знаешь,  что  паровозам  по  правилам  МПС,  разрешается  пить  воду,  даже  при  проходном  зелёном  светофоре,  если  у  паровоза  аварийная  ситуация  и  так  далее.  Ты!  –  Снова  матюги,  -  правила  читала?!  Да  ты  только  позвони  дежурному  со  своими  звезданутыми  нарушениями,  так  с  нас  с  тобой…  -  Она  запнулась  не  находя  слов.  –  Не  только  стружку  снимут…  -  Валя  снова  запнулась,  представив  себе,  как  это  в  действительности  может  быть.  А  Галина,  быстро  опомнившись,  состроив  удивлённые  глаза,  спросила  -  А  шо  ще  знимуть?
-  Галка  ты  що?!  –  Валя  смотрела  на  неё  округлёнными  глазами,  -  ты  шо,  зовсим  дурна?!  Чы  просто  прикыдаэшся?!  –  Крикнула  Валя  и  вышла  из  будки.
-  Валя!  Валя!  Ну  чого  ты.  Не  обижайся!  Будьдаска!  Я  ж  не  хотила  тэбэ  крывдыты.  Я  не  знаю,  чого  оцей  паровоз  меня  так  розлютыв.  –  Галина  кинулась  вслед  за  Валей.
-  Девочки,  а  у  вас  тут  напиться,  вода  есть?  –  Возникший  как  из-под  земли,  перед  девушками  стоял  парень  с  чайником  в  руках  в  железнодорожной  форме.  Его  звали  Андрей,  он  был  помощником  машиниста  паровоза.  –  А-то,  -  он  покраснел,  глядя  на  раскрасневшуюся  Галину,  -  кто  его  знает,  какая  там  вода  в  этой  колонке.
-  Ой,  -  мгновенно  преобразившись,  радостно  улыбаясь,  развела  руки  в  стороны  Галя,  -  та  у  нас  этой  воды,  цилэ  море,  -  весело  щебеча,  засуетилась  Галина,  -  пыйтэ  на  здоровья,  скильки  хочыте,  -  она  мигом  вынесла  из  будки  стрелочников,  полное  ведёрко  свежей  и  холодной  воды.
-  Мне  бы,  в  чайник  набрать,  а  то,  жарко  там,  в  локомотиве,  -  он  продолжал  смущённо,  -  весна  то  нынче  такая  ранняя,  всё  вокруг  растет,  цветёт,  благоухает.  
-  Да-да-да,  -  наливая  воду  в  чайник,  кудахтала  Галина,  -  и  мы  тут,  цветём  и  пахнем.  Вот  оставались  бы  с  нами,  такый  молодой  и  гарнюний,  да  и  полелеяли  бы  нас  трошечки.  –  Она  перевела  свой  взгляд  с  чайника  на  Андрея,  расстилаясь  в  самой  обворожительной  улыбке,  на  которую,  может  быть  способна  молодая  девушка,  жаждущая  любви.  -  А  менэ  вообще-то,  Галыною  зваты.  –  Сказала  она,  тая  как  снежинка,  на  тёплой  ладошке.
     Вода,  переливаясь  с  переполненного  чайника,  полилась  на  землю.  Галина  взволновано  дёрнула  руками,  облив  водой,  и  Андрея,  и  себя.
-  Спасибо  вам  за  воду,  -  краснея  как  весенний  тюльпан,  сказал  Андрей,  посмотрев  на  Валю.
Валя  от  смущения  и  стыда  за  подругу,  не  знала,  куда  девать  глаза.  Андрей  был  парень  не  глупый,  он  всё  понял.
-  Это  вас  зовут  Валентина?  –  Спросил  он  глядя  на  неё.
-  Да,  –  кивнула  головой  Валентина.
-  Вам  Иван.  Ой..,  -  снова  смутился  Андрей,  -  Иван  Иванович  Рокотов,  наш  машинист,  привет  передавал.  И  еще  сыну  вашему  Сане.
-  Спасибо.  И  ему  того  же,  а  Саня  во  дворе  играет  он,  конечно,  сильно  расстроится,  что  не  смог  на  паровозе  покататься.
-  Он  велел  передать,  что  только  на  этой  станции  живет  самая  красивая  девушка,  всей  Приднепровской  дороги.  И  что  у  неё  сын,  не  по  годам  умный.
Валя  залилась  краской.
-  Болтун  ваш  Ванька,  -  с  улыбкой  ответила  она.
-  Ну,  я  пойду,  спасибо  вам  и  Сане  привет.
-  Да  вон  он.  Летит  как  птица.  -  Валя  прикрыла  рукой  от  яркого  солнца  глаза.  -  Разве  он  мог  пропустить,  дяди  Ванин  паровоз.  Он  мне  все  уши  прожужжал,  про  ваш  паровоз.  Если  вы  с  «Гриковатой»  будете  возвращаться  с  остановкой,  то  возьмите  моего  сорванца  собой.  А  то,  пока  он  будет  разрешение  у  меня  брать,  то,  поди,  лопнет  от  беготни.  И  Ивану  привет  передайте.
Валя  приложила  ладошку  к  губам,  наблюдая,  как  маленькая  фигурка  её  сына  со  всех  ног  стремительно  двигается  к  стоящему  паровозу.  И  в  кого  он  только  такой?  –  Беззвучно  прошептала  она.
-  Обязательно  передам,  -  крикнул  Андрей,  уже  на  ходу.
-  От  гадёныш,  усю  воду  забрав,  -  злобно  кинула  Галина.
-  Галка!  –  Возмутилась  Валя,  -  ты  ведешь  себя  как  дура.  Разве  так  можно?
-  А  как  можно!?  –  Поставив  руки  в  бока  и  продолжая  улыбаться  в  след  Андрею,  -  ответила  Галя.
-  Нельзя  без  крайней  необходимости,  сориться  с  паровозниками.
-  Тю!  И  чого  цэ?  –  Галина  демонстративно  встала  в  воинственную  позу.
-  А-то,  как  потом  жалеть  будешь.
-  Ой!  Да  что  они  мне  сделают,  гляди  какие  герои!  Вылезли  на  бочку  с  дымом  и  выпендриваются.  –  Всё  это  Галина  произнесла  на  безукоризненно  русском  языке.  Валентина  давно  заметила  что,  когда  Галке  нужно,  или  когда  она  волнуется  то,  она  разговаривает  на  русском  просто  перфект.
-  Галя  ты  ещё  молодая,  да  и  к  тому  же  красивая.  Будь  скромнее  и  народ  к  тебе  потянется.  –  Засмеялась  Валентина.
-  Ага!  Щас-с-с!  Потягныця!  Если  сама  кого-нибудь,  на  себья  не  натягнэш,  так  в  дивках  и  засохнешь  наухнайгель!  –  Быстро  с  вызовом  ответила  Галина.
-  Ой,  -  вздохнула  Валя,  -  и  где  же  тебя  такую  нашли?
-  Там  где  и  всих  знаходять,  -  у  капусте!  -  Где  же  ищё!  -  Кинула  она,  схватив  пустое  ведёрко,  уходя  за  свежей  водой  в  деревню.  Сама  себе  уже  что-то  напевая.
-  Ну-ну,  деточка.  Видать  твои  родители,  точно  козлами  были,  раз  такую  дурочку  в  капусте  сварганили,  -  тихо  сказала  Валя,  глядя  в  след  уходящей  Галине.  -  Поставили  Галю  ко  мне  в  практикантки,  -  горестно  вздохнула  Валя.  -  У  этой  Галинки,  в  голове,  любовь  с  пиписьками,  как  колокольчики  звенят,  без  устану.  Молодой  красивой  девке,  разгуляться  нужно,  а  её  учат,  управлять  железнодорожным  движением.  Ведь  на  самом  деле  умнейшая  и  прекрасная  девушка.  Только  в  этой  созданной  для  промышленности  среде,  ни  как  не  может  само  реализоваться.  Душа  Украинская  вольная,  свободолюбивая,  не  желает  жить  по  индустриальным  правилам,  по  тому  и  бунтует.    Вот  такая  вот  она  –  жизнь  красавица.

*  *  *


     Саня  любил  железную  дорогу  с  детства.  В  сущности,  он  и  родился  на  железной  дороге,  в  доме,  который  стоял  у  самых  железнодорожных  путей.  Может  по  тому  его  всегда  манили  поезда.  Он  постоянно  всем  интересовался,  ему  всё  было  интересно.  Еще  не  достигнув  школьного  возраста,  он  знал  почти  всё,  о  движении  и  станционном  оборудовании,  а  про  паровозы,  всю  информацию  впитывал  как  губка.  Когда-то,  отчим,  научил  его  наблюдательности,  с  тех  пор  Саня  всегда,  уже  автоматически,  мог  за  всем  наблюдать  и  анализировать.  Но,  наверное,  самым  главным  его  достоинством  было  молчание.  Нет,  это  не  значило,  что  он  был  молчуном,  скорее  всего,  наоборот,  с  ним  всегда  было  весело  и  нескучно,  только  он  никогда  и  никому,  не  рассказывал  об  увиденном,  без  особой  на  то  надобности.  Отчим  это  называл  «Хранением  тайны».  Вот  по  тому  Саня  и  держал  свой  язык  за  зубами.
-  Дядя  Ваня  -  дядя  Ваня!  -  кричал  Саня  у  подножки  паровоза.
-  Да  не  кричи  ты!  Как  сирена!  Залезай  скорее,  сейчас  поедем  на  «Гриковатую».
-  Не!  Я  у  мамки  спросить  должен!  –  Горестно  крикнул  Саня,  срываясь  в  сторону  стрелочного  поста.
-  Уже  не  должен,  -  подхватив  Саню,  и  поставив  его  на  подножку,  сказал  Андрей,  -  Она  видела,  как  ты  сюда  бежал,  вот  и  разрешила.
-  Правда?  -  Серьёзным  взглядом,  измеряя  Андрея,  спросил  Саня.
-  Правда,  -  улыбнулся  Андрей.
-  Саня  смотрел  в  сторону  стрелочного  поста,  ему  оттуда  мама  махала,  рукой,  над  головой,  со  стороны  в  сторону.
-  Точно!  -  Ответил  Саня.
-  Гляди-ка,  поверил,  а  если  я  соврал?
-  Взрослым  врать  не  хорошо.  Утвердительно  сказал  Саня,  -  а  моя  мама,  рукой  машет  как  локомотиву,  -  вперёд.  Значит,  она  мне  разрешает.  Если  бы  было  нельзя,  то  махала  внизу,  это  значит  назад.  Или  по  кругу.  Тогда  вообще  всё,  это  значит  остановка.
Дядя  Ваня  рассмеялся:  -  Видал  Андрюха,  что  я  тебе  говорил,  у  них  семья  настоящих  железнодорожников,  они  даже  знаки  подают  как  на  манёврах.
       Саня  залез  в  паровозную  кабину,  сегодня  его  радости  не  было  границ,  ещё  бы  такая  поездка  на  паровозе,  да  ещё  на  «Гриковатую»,  вот  повезло,  так  повезло.  Бегло  всё  осмотрев  Саня  уловил,  приятные  и  знакомые  запахи,  живого  паровоза.  Эта  смесь,  ещё  сильнее  растрогала  его  сознание.
Вода  водопадом  полилась  с  тендера.  Андрей  перекрыл  кран,  отвёл  гусак  колонки,  залез  в  паровоз.
-  Готово  Иван  Иваныч,  можно  трогать.
Иван  Иваныч  быстро  глянул  на  приборы,  перевёл  взгляд  на  Саню.  Так,  -  командирским  тоном  произнёс  он:  -  Поскольку  сегодня  снами  нет  составителей,  то  ты  Саня  назначаешься  машинистом!  Саня  от  услышанного,  в  удивлении  открыл  рот.
-  Давай  машинист,  потихонечку,  трогай!  –  Улыбнулся  Дядя  Ваня,  уступая  громадное  кожаное  сиденье  машиниста  Сане.
Саня  быстро  высунулся  в  окно,  осмотрелся.  Потом  бегло  со  знанием  дела,  осмотрел  приборы.
-  Помощник  –  командно  спросил  он,  глядя  на  Андрея,  и  тот  мигом  высунувшись  в  окно    всё  осмотрев,  удивлённо  ответил  Сане  –  Слева  всё  в  порядке.
-  Открыть  эжектор,  добавить  воды  в  котёл  до  марки!  –  Скомандовал  Саня.
Андрей  послушно  поднял  ручку  клапана,  он  привычно  ухнул  паром  и  зажужжал,  потом  толкнул  на  один  щелчок  кран  золотников.
Саня  высунулся  в  окно:  посмотрел  вокруг,  выдернул  чеку  реверса,  толкнул  рычаг  направления  назад.  Где-то  внизу,  зашипел  паромотор,  отрабатывая  команду.  Быстро  посмотрел  на  дядю  Ваню,  тот  в  ответ  утвердительно  кивнул.
-  Ура!  –  Крикнул  Саня  и  нажал  на  кнопку  маневрового  гудка.  Протяжный  и  писклявый  свисток  прозвучал  в  ответ.  Затем:  расстегнув  ремешки,  он  скинул  сандалики,  влез  ногами  на  сиденье  машиниста.  Обеими  руками  нажал  чеку  и  всем  телом  упёрся  в  маневровый  клапан,  с  огромным  трудом  сдвигая  его  на  два  деления  вперёд.  Многотонная  машина  послушно  бухнула,  клубом  дыма,  трогаясь  с  места.
-  Открыть  золотники,  стравить  конденсат!  –  Крикнул  Саня.
Андрей  послушно  толкнул  рычаг  клапанов,  шипение  вырвалось  из-под,  поршней  паровоза.  Саня  поставил  рычаг  маневрового  клапана  на  ноль.  Паровоз  почти  бесшумно  катил  по  станции.
-  Всё,  теперь  можно  закрыть  золотники,  -  уже  спокойно  командовал  он.
Дежурный  по  станции  Татьяна  Алексеевна  Кукевич,  удивлённо  смотрела  на  Саню,  потом  улыбнулась  и  приветливо  помахала  рукой.
-  На  обратном  пути  выгрузка,  с  отцепкой,  -  крикнула  она.
-  Добро!  Сделаем!  -  Крикнул  в  ответ  дядя  Ваня.  –  Давай  Саня,  поддай-ка  под  хвост  нашему  чертопхаю!
Саня  посмотрел  на  Андрея:  -  Вас  как  зовут?
-  Андрей.
-  Дядя  Андрей,  Включите,  пожалуйста,  подачу  мазута  в  топку.  А-то,  как  дадим  сейчас  под  хвост,  так  пар  моментально  сядет,  -  Андрей  не  удержался  от  смеха:  -  Даю-даю,  товарищ  машинист!  Сейчас  поднимем  пар  на  марку!  На  этот  раз  дядя  Ваня  помог  Сане  толкать  маневровый  клапан,  поезд,  набирая  скорость,  стремительно  уходил  на  перегон.  Саня  потянул  цепочку  тифона  -  громкого  гудка,  в  то  же  мгновение  паровоз  оглушительно  загудел.
От  гудка,  почему-то  заложило  уши.  Где-то,  в  самом  Сашкином  сердце,  что-то  взорвалось.  Короткая  мгновенная  боль  пронзила  всё  тело,  а  потом,  что-то  огромное  сильное  и  приятное  заполнило  его,  до  самых  кончиков  волос.  Всё  осталось  прежним,  и  паровоз,  и  весь  окружающий  мир  и  в  то  же  время,  всё  стало  совершенно  другим,  новым,  огромным,  глубоким,  непознанным.  Весь  мир  из  обычных  привычных  картинок,  превратился  в  реальный,  насыщенный,  живой.  Паровоз  непросто  пыхтел  паром  и  дымом,  он  теперь  стал  живым,  ну  и  что,  что  железным.  Рельсы,  вытянувшись  белыми  стрелами,  были  живыми  нитями.  Саня  показалось,  что  если  он  захочет,  то  сможет  увидеть  всё,  абсолютно  всё  что  на  них  стоит,  и  ничто  от  него  не  спрячется.
В  ушах  клацнуло,  окружающий  мир  как  водопад  влился  в  Сашино  тело.
-  Вот  это  по-нашему!  –  отреагировал  дядя  Ваня.  –  Саня  так  спешил,  что  не  до  конца  застегнул  один  из  ремешков  своих  сандалий.  –  Какие  там  сандалии,  говорил  его  мозг.  Тут  же  ему  дают  вести  настоящий  паровоз!  Да  ещё  эта  машина  едет  задним  ходом,  и  тут,  всё  время  в  окно  выглядывать  нужно.  Вот  это  да!  Вот  это  жизнь!  Вот  так  везение!  Ликовала  душа  в  маленьком  Сашкином  тельце.

     На  станции  «Гриковатая»  Сане  было  нужно  спрятаться:  -  От  греха  и  начальства,  -  объяснил  дядя  Ваня.  Саня  ни  капельки  не  расстроился,  ему  и  так  было  всё  видно.  Эта  станция  поражала,  своими  размерами.  Тут  было  множество  путей,  а  от  разных  локомотивов,  так  вообще,  даже  глаза  разбегались.  Рядом  был  совсем  недавно  построенный  ГОК  ,  он  как  монстр  дымил  своими  трубами,  его  обслуживало  огромное  количество  людей  и  техники,  но  самое  главное,  станция  «Гриковатая»  была  электрифицирована.  А  это  значило,  и  Саня  видел  это  своими  глазами,  настоящие  электровозы.  Именно  эта  техника,  не  дымила,  не  гудела,  она  просто  двигалась,  толкала,  тащила  и  гудела  гудками.
     Отцепив  платформы,  они  прицепились  к  новому  составу.  Андрей    спрыгнул  с  паровоза,  около  здания  станции,  что  бы  взять  документы  на  груз.  Дядя  Ваня  смотрел  в  окно,  Саня  сидел  на  сидении  помощника,  во  все  глаза,  запоминая  и  пожирая  своим  мозгом  всё  вокруг.
-  Ну-ка  Саня  сынок  спрячься  за  шторкой  в  тендере.  Похоже,  к  нам  начальство  чешет,  не  хорошо  будет,  если  оно,  это  начальство,  тут  тебя  увидит.
Саня  в  мгновение  ока,  нырнул  за  штору.

-  Здравствуй  Иван  Иванович,  -  услышал  Саня  приглушенный  голос.
-  Здравствуйте,  Григорий  Семенович,  протяжно  ответил  дядя  Ваня.  –  Чем  мы  обязаны  таким  вниманием  вашей  персоны,  к  нашему  скромному  чертопхаю.  –  Съязвил  дядя  Ваня.            
-  Нехорошо  Ваня-Ваня,  нарушаем,  -  услышал  Саня  стариковский  начальственный  голос  снизу.
-  Да  нет  Григорий  Семенович  у  меня  на  агрегате,  -  дядя  Ваня  постучал  ладонью  по  подлокотнику,  -  всё  в  порядке.  Как  в  Польше.
-  Это  как  в  Польше?  -  Удивлённо  спросили  снизу.
-  Ну  как,  как  и  всегда.  У  кого  больше  тот  и  пан.  –  Весело  ответил  дядя  Ваня.
-  Всё  шуточки  шутишь,  -  голос  приобрёл  металлический  налёт.  -  А  ребёнка,  кто  катает?
-  Ты  чего,  Григорий  Семенович!  Чьего  ребёнка!?  -  Удивлёно  ответил  Дядя  Ваня,  -  это  чистейшей  воды  поклёп.  Всё  чешут,  нехорошие.  Всё  злые  языки.  Ты  же  сам  знаешь?  У  меня  ребёнок  только  Андрюха,  он  вроде  и  мал  ростом,  так  уже  числится  у  меня  помощником.  Невозмутимо  продолжал  отвечать  дядя  Ваня.
-  Да  что  ты  Ваньку  валяешь!  –  Разозлилось  начальство.  -  Видели  у  тебя  на  паровозе  пацана!  Нехорошо  это!  Будешь  наказан,  плакала  твоя  премия!  Понимаешь?!
От  таких  слов  у  Сани  похолодело  в  душе.  Слёзы  ударили  в  глаза,  и  он  прижал  ладонью  губы,  что  бы  ни  расплакаться  как  девчонка.
-  Что  ты  Семёныч  несёшь,  кто  видел,  чего  видел?  -  C  обидой  в  голосе  ответил  Дядя  Ваня.  Это  сначала  доказать  нужно,  а  потом  уже  шашкой  махать!  -  Голос  Дяди  Вани  стал  жестким,  рубленным,  злым.
-  А  ты!  Твою  мать!  Думаешь  если  я  в  белом  кителе,  так  я  на  твой  вонючий  и  задолбаный  миазмами  паровоз  не  залезу!  Вот!  Мать  семь  разом!  Щас,  мы  всё  и  выясним.  -  Саня  услышал  стук  ботика  о  лестничные  балясины.  Решение  нужно  было  принимать  немедленно.  Он  посмотрел  вниз,  увидел  щель  приличных  размеров,  меж  стенкой  кабины  и  палубой  тендера.  Не  думая  о  последствиях,  он  полез  в  неё.  Легко  протиснувшись,  сквозь  щель,  он  оказался  на  автосцепке,  паровоза  и  тендера.  Здесь  было:  неудобно  темновато  и  тесно  но,  теперь  его  найти  было  невозможно.
Саня  пытался  удобнее  поставить  ногу,  но  она  куда-то  соскользнула  и  он,  потеряв  равновесие,  больно  ударился  лбом  и  коленкой.  Боль  была  резкой  и  острой,  что  бы  ни  закричать  он  сильно  стиснул  зубы,  и  что  было  сил,  зажмурил  глаза.  В  глазах  поплыли  круги,  засверкали  салютики,  как  настоящий  фейерверк,  яркие  красочные.  Вдруг,  салютики  исчезли,  и  он  увидел  рельсовые  пути,  на  которых  стояли,  самые  настоящие  коровы.  На  них,  на  коров,  надвигался  паровоз,  колеса  не  вращались,  паровоз  шел  юзом,  тормозил  так,  что  из-под  колёс  водопадом  сыпались  искры,  а  ещё,  поднимался  синий  дым.  Всё  снова  померкло,  он  увидел,  как  рельсовая  скоба  ударяет  по  башмаку,  и  неожиданный  привкус  соленых  слёз  появился  во  рту.  Потом  видение  исчезло,  Саня  открыл  глаза  и  долго  привыкал  к  свету.  Прислушиваясь  ко  всему  окружающему.  Причём  тут  коровы,  думал  он  и,  отчего  так  солёно  во  рту?  И  привидится  же  такое?
Корова  или  лошадь  на  рельсах,  это  очень  плохо,  так  ему  рассказывал  мама.  Если  на  неё  налетит  поезд  то,  он  неминуемо  сойдёт  с  рельсов.  Человеческое  тело  колёса  режут  легко,  а  вот  кожу  большого  животного,  им  не  по  силам.
Голоса  над  его  головой  заставили  быстро  прогнать  эти  мысли.  Он  полностью  сосредоточился  на  том,  что  происходило  сейчас  в  кабине.  
-  И  не  лень  тебе  Семёныч,  сюда  залезать?  Испачкаешь  свой  китель,  потом  дома  от  супруги  горя  не  оберешься.
-  Поговори-поговори.  Всё  же  потом  легче  будет  вспоминать,  как  начальника  отделения  дороги  обмануть  хотел.  Заодно  и  правила  прочитаешь,  где  сказано,  что  посторонних  брать  на  локомотив  нельзя!  Тем  более  детей.  -  Он  ходил  по  кабине  заглядывал  всюду.  Когда  он  открыл  шторку  тендера,  дядя  Ваня  тоже  удивился.
-  Ну!  Где  он!?  Мальчик!  Парень!  Ты  где!?
-  В  Караганде!  Уже  злобно  ответил  дядя  Ваня.  Развели  тебя  Семёныч,  а  ты…  Уважаемый  человек,  заслуженный,  орденоносец,  а  на  такую  хрень  купился.  Китель  испачкал…  -  Дядя  Ваня  сочувственно  качал  головой.
-  Так,  где  малец-то?  -  Удивлённым  тоном,  понимая  всю  глупость  своего  поступка,  спросил  он.  –  Затем  плюнул  на  пол  и  топнул  ногой.  -  Вот  ***  Развели  как  сосунка!  -  Он  в  сердцах  снова  плюнул:  -  Так  что,  нет  его?
-  Семёныч,  Семёныч,  -  качал  головой  дядя  Ваня.
По  ступенькам  поднялся  Андрей.  Увидев  начальство,  он  быстро  глянул  на  дядю  Ваню,  и  всё  понял.
-  А  вот  и  помощник  появился!  Ты  Андрюша,  куда  мальца  подевал!?
Андрей  глянул  на  дядю  Ваню,  состроил  удивлённое  не  понимающее  выражение  лица.
-  Какого  мальца?
-  Да  пошли  вы…  -  С  этими  словами  Семёныч  полез  по  лестнице  наружу.
-  И  вас  туда  же,  -  прокомментировал  дядя  Ваня,  -  затем  посмотрел  на  Андрея,  -  Ищи  Саньку  в  тендере!  Куда  он  там  спрятался?  Ума  не  приложу.  
Семёныч,  чертыхаясь  и  поплёвывая  на  землю,  уходил  от  паровоза.
-  Санька!  Ты  где?  -  Звал  его  Андрей,  не  найдя  его  за  шторкой  тендера.
-  Саня!  Ты  где  малыш?  Вылезай!  Гроза  прошла  мимо.
-  Тут  я!  -  Откуда-то  из  глубины  донёсся  Санин  голос.
-  Как  же  ты  туда  залез?  Мать  моя  женщина!  Удивлялись  и  смеялись  они.
-  А  я  маленький  вот  и  пролез  в  щёлочку,  -  смеялся  в  ответ  Саня.

*  *  *
     Сколько  там  вагонов  Андрюха?
-  Тридцать  три,  полувагона  с  углём,  семь  крытых  и  три  платформы  с  кирпичом  в  хвосте.  Всего  сорок  три  вагона.  Всё  кроме  угля  отцепим  на  «Красном  Шахтёре».  Вес  больше  двух  с  половиной  тысяч  тонн,  если  точнее  две  семьсот,  плюс-минус.  –  Андрей  выглянул  в  окно.  -  Вижу  выходной  светофор,  зелёный.
-  Понял  зелёный  -  продублировал  дядя  Ваня  и  добавил  -  Вот  и  хорошо,  теперь  по  чухчухали  в  сторону  дома:  -  Он  дал,  протяжный  громкий  гудок,  паровоз  зашипел  паром,  натужно  грохнул  в  дымовую  трубу,  первым,  самым  тяжелым  тактом  поршневой  группы.
     Когда  станция  осталась  позади,  Сане  снова  разрешили  управлять  поездом.
-  Ты  там,  внизу,  не  сильно  испугался,  Санька?
-  Нет,  не  испугался,  чего  бояться.  Только  там,  света  маловато…  И…  -  Саня  задумчиво  добавил,  -  коровы  какие-то  привиделись.  
-  Какие  коровы?  -  Удивился  Дядя  Ваня.
-  Да…  Я…
-  Да  бог  с  ним.  Главное  что  всё  обошлось.  Всё  уже  позади  и  ты  ведёшь  настоящий  поезд.
На  повороте,  Саня  выглянул  в  окно,  тёплый  ветер  ударил  в  лицо,  заставляя  слезиться  глаза.  Впереди  рельсы  набегали  на  пыхтящий  паровоз,  внизу  ухали  поршня  и  шатуны,  сзади  за  паровозом,  длинной  чередой  иногда  легонько  покачиваясь,  бежали  вагоны.  Последними  бежали  платформы  с  красным  кирпичом.
Саня  был  весь  в  напряженном  внимании,  ещё  бы,  сегодня  самый  счастливый  день  в  его  жизни.
-  В  хвосте  три  платформы,  -  отрапортовал  он.
-  Понял  три  платформы,  -  дублируя,  ответил  дядя  Ваня.  Андрей  посмотрел  на  Саню,  улыбнулся,  одобрительно  кивнул  головой,  продублировал,  -  понял  три  платформы.
Поезд,  прошел  по  прорезанному  рву,  делая  плавный  левый  поворот  по  кривой,  забрался  на  перевальный  бугор.  Скорость  начала  расти.
-  Сейчас  Санька,  разгонять  поезд  ненужно,  -  объяснил  дядя  Ваня,  -  тут  почти  до  самого  «Шахтёра»  уклон,  впереди  семь  кривых  поворотов,  из  них  один  жесткий  и  один  очень  жесткий.    Перед  ними,  нам  с  тобой,  нужно  правильно  придерживать  поезд,  понимаешь?
-  Конечно,  я  понимаю,  -  быстро  ответил  Саня,  -  по  законам  физики,  если  скорость  поезда  будет  большая,  то  на  повороте;  центробежная  сила,  веса  поезда,  умноженная  на  его  скорость  может  сбросить  поезд  с  рельсов.  Иными  словами,  на  повороте,  поезд  поедет  не  по  кривой,  а  по  прямой.  -  Для  пущей  уверенности  свои  выражения,  Саня  подкреплял  жестами  своих  рук.  Со  стороны  это  выглядело,  театрально  и  смешно.
Дядя  Ваня  поджал  нижнюю  губу  в  удивлении,  слегка  округлил  глаза,  но  нашел  в  себе  силы,  утвердительно  кивнуть  головой,  произнеся,  точнее  выдавив  из  себя  –  Да!  -  Совершенно  верно,  молодец  Саня.
Андрей,  закрыв  рукой  рот,  высунулся  в  окно  и  беззвучно  смеялся.
-  Понял  Андрюха,  как  нужно  отвечать  на  поставленный  вопрос?  –  Наконец  найдя  нужные  слова,  заговорил  дядя  Ваня.
-  Да,  -  уже  успокоившись,  ответил  Андрей,  -  если  по  науке,  то  это  так  и  есть.
Саня  высунулся  в  окно,  с  радостью  осознавая,  что  его  ответ  правильный,  и  что  его  воспринимают  как  настоящего  взрослого,  и  равного  себе.
 
     Саня  чётко  выполнял  все  указания  дяди  Вани,  это  ему  удавалось  с  лёгкостью.  Благо  теперь  паровоз  шел  передом,  обзор  был  гораздо  лучше.
-  Видал  Андрюха,  как  Саня  управляется?  –  Прокричал  дядя  Ваня.
-  Я  вижу  и  даже  слегка  ему  завидую.
-  А  вот  этого  делать  не  нужно,  у  него  прекрасное  самообладание,  поучись  у  него.  Это  как  раз  то,  чего  тебе  недостаёт.  Понимаешь?
-  Понимаю  Иван  Иванович.
-  Без  этого  из  тебя,  никогда  не  получится  машинист.  Да  ты  не  стесняйся  Андрей,  иногда  такой  пример,  лучше  любой  науки.
-  А  я  и  не  стесняюсь,  я  даже  чувствовать  машину  стал  по-другому.
-  Машинист  Саня,  как  капитан  большого  корабля  или  пилот  самолёта.  Ты  должен  хорошо  его  чувствовать,  его  вес,  длину,  скорость.
-  Зачем  чувствовать?  –  Удивился  Саня.  –  Так  ведь  и  так  понятно,  есть  поезд  его  просто  нужно  знать,  как  везти,  вот  и  всё.
-  Не  все  так  просто  малыш.  –  Ответил  дядя  Ваня.  -  Что  бы  стать  машинистом  не  достаточно  просто  учиться.  Настоящим  машинистом  станет  только  тот,  кто  научится  душой  понимать  и  дорогу  и  локомотив.  Для  того,  что  бы  всегда  доводить  поезда  к  месту  назначения,  и  никогда  не  разбить  железного  труженика,  а  самое  главное  не  подвергать  опасности  человеческие  жизни.
Конечно,  нужно  многое  знать,  тут  и  математика  и  физика,  тут  и  свойства  материалов.  Ещё  постоянные  расчеты  скорости,  веса,  груза,  угловых  атак  и  скоростей.  Если  всего  этого  не  знать  и  не  чувствовать  машину,  то  можно  сбросить  поезд  на  повороте,  растянуться  на  подъеме,  неправильно  тормозить  да  и  многое  другое.  В  общем,  поезд  это  не  так  просто  как  кажется.  –  Понимаешь  Саня?
Странное  чувство  снова  охватило  Саню.  С  одной  стороны  сейчас  он  испытывал  большую  радость,  а  с  другой  стороны  ощутил  огромную  ответственность.  Саня  снова  осмотрелся,  пытаясь  быть  серьёзнее,  да  только  как  быть  ещё  серьёзнее,  когда  и  так  все  на  самом  пределе.  А  вокруг  бушует  самый  настоящий  мир  красоты,  звучит  музыка  радости  и  настоящего  неудержимого  движения  поезда.
 
   -  Вон  там  вдалеке,  видишь  высокий  тополь?
-  А-а-а,  тот  тополь,  что  стоит  один  одинёшенек,  как  хозяин,  среди  маленьких  деревьев.
-  Да  именно  тот.  По-твоему  где  нужно  начинать  тормозить,  что  бы  возле  него  остановить  паровоз?
-  Честно  говоря,  дядя  Ваня,  я  не  знаю,  -  смутился  Саня.
-  Ты  же  сейчас  машинист!  Йо-ма-йо.  Ну,  давай.  На  глазок!
Саня  быстро  соображал.
-  Я  так  думаю…  Я  бы  начал  тормозить…  Сразу  за  полустанком  заброшенной  блочной  станции.  –  И  добавил,  -  метров  через,  сто,  сто  пятьдесят.
-  Давай  сынок  готовься.
Саня  в  полном  недоумении  посмотрел  на  дядю  Ваню.  Но  на  его  лице,  отсутствовало  всякое  выражение,  говорящее  о  каком-то  подвохе.  Когда  подъехали  к  полустанку,  он  снова  посмотрел  на  него.
-  Что  же  ты  Саня  медлишь?  Давай  сынок,  покажи  нам  класс!
Саня  не  раздумывая,  ударил  по  защёлке,  сбрасывая  маневровый  клапан  в  ноль.  Потянул  тугой  рычаг  главного  тормозного  клапана  до  средины.  Раздалось  сильное  шипение  воздуха.  Подождав  пока  стрелка  манометра  тормозной  магистрали,  упадет  до  трёх  кило,  вернул  кран  на  четверть  обратно.  Поезд  начал  останавливаться.  Все  эти  движения  Саня  запомнил  раньше,  когда  видел,  как  машинисты  останавливают  тяжелый  поезд.
-  Правильно  сынок,  правильно,  а  теперь  жди,  ещё  жди,  ещё  жди.  А  теперь,  ещё  немного  тормоз  на  себя,  до  средины.
Саня  подвинул  рычаг.  Поезд,  шипя  воздухом  и  скрипя  тормозами  начал  останавливаться  заметно  сильнее.  Он  тормозил  медленно  и  остановился  точно  у  того  самого  тополя.
-  Молодец  Саня.  Точно  угадал.  Из  тебя  выйдет  настоящий  машинист.
У  Сани  от  волнения  пересохло  в  горле.  Он  посмотрел  на  тополь,  который  величественно  стоял  на  насыпи.


     -  Здравствуй  Ваня!  Давненько  тебя  не  встречал.  Всё  время  твой  паровоз  пролетает  мимо,  а  тебя  не  видать.
Дядя  Ваня  уже  слез  с  паровоза  и  теперь,  обнимал  какого-то  дедушку,  который  спустился  к  ним  с  насыпи.
-  Да  Трофимович,  ты  прав,  давненько  мы  с  тобой  не  встречались,  а  скоро,  и  я,  наверное,  не  смогу  здесь  останавливаться.  Паровозы  идут  на  покой,  вместо  них,  тут  будут  ходить  тепловозы.  А  на  этих  новых  локомотивах,  приборы  стоят  такие,  что  записывают  почти  всё.  Вот  и  получается,  что  остановки  теперь,  будут  только  там  где  можно.
-  Да  не  горюй  Ваня,  ты  и  на  мотоцикле  ко  мне  приедешь.  Я  тут  вам  яблочек  приготовил,  бери  своего  помощника  и  закидывай  мешок  в  кабину.
     Они  попрощались,  Саня  снова  тронул  поезд,  только  на  этот  раз  он  погудел  маневровым  гудком,  совсем  легонько,  так  просил  дядя  Ваня.
-  Тесть  это  мой,  -  объяснил  дядя  Ваня,  он  тут,  яблочный  сад  сторожит.  А  ты  Саня  теперь  времени  не  теряй.  Разгоняй  потихоньку  поезд,  сейчас  будет  та  самая  жесткая  кривая,  а  за  ней,  впереди  перед  станцией,  подъем,  нам  там  скорость  нужна,  что  бы  на  него  забраться.
Поезд  разгонялся,  паровоз  натужно  пыхтел,  набирая  скорость.  Когда  прошли  поворот  Саня  по-деловому,  выглянул  в  окно:  осмотрел  хвост  поезда.
Дядя  Ваня  помог  ему  дожать  маневровый  клапан  до  самого  конца.  Теперь  паровоз  на  полной  мощности  разгонялся,  готовясь  лезть  на  подъем.
-  С  хвостом  всё  нормально,  вижу  последние  три  платформы.  –  Отрапортовал  Саня.
-  Понял,  всё  нормально,  вижу  последние  три  платформы,  как  и  положено,  продублировал  Санину  информацию  Андрей.  Саня  снова  выглянул  в  окно,  теперь  он  смотрел  вперёд.
-  Вижу  блокировочный  светофор,  мигающий  желтый.  Станция  нас  принимает  с  остановкой.
-  Понял,  -  дублировал  Андрей,  -  блокировочный  светофор,  мигающий  желтый.  Станция  нас  принимает  с  остановкой.
Вдруг  Сане,  что-то  привиделось  на  путях.  Он  снова  высунулся  в  окно,  затем  быстро  вернулся  обратно,  глядя  на  дядю  Ваню,  быстро  и  чётко  сказал:  -  Дядя  Ваня,  стадо  коров  на  рельсах!
     Саня  мгновенно  слетел  с  сидения  уступая  место  машинисту.  Дядя  Ваня  быстро  кинулся  к  окну.  Рука  Дяди  Вани  шарила  вверху,  она  нащупала  ручку  гудка,  он  несколько  раз  потянул  за  неё.  Пронзительный  тревожный,  громкий  паровозный  гудок,  остро  резанул  по  нервам.  Саня  смотрел  в  лобовое  стекло  стороны  Андрея.  Он  хорошо  видел,  безмятежно  спокойно,  гуляющих  по  рельсам  коров.  По  всему  было  видно,  им  абсолютно  наплевать  на  неистовые  гудки  паровоза.  Паровоз  на  полной  мощности  шел  на  подъём,  расстояние  неумолимо  сокращалось,  дядя  Ваня  принял  решение.
-  Начинаю  экстренное  торможение!
-  Понял!  Экстренное!  –  крикнул  Андрей.
     Саня  прижался  к  стенке  кабины,  он  знал,  сейчас  главное  не  мешать.  Всё  вокруг:  зашумело  и  загудело,  громкое  уханье  паровоза  оборвалось.  Поезд  как  бы  споткнулся,  начав  торможение.  Запахло  паленым  железом,  горячим  машинным  маслом  и  паром,  Вой,  и  писк  тормозов  как  водопад  был  слышен  отовсюду.  Пыль  от  тормозного  песка  и  синий  дым  от  скользящих  по  рельсам  колес,  заполняли  кабину.  Прерывистый  паровозный  гудок  будоражил  сознание.  Андрей  щёлкал  клапанами,  вращая,  барашки  вентилей,  он  сбрасывал  мощность  с  котла.  Тяжелые  вагоны  толкали  весь  поезд  вперёд.  Расстояние  до  коров  быстро  сокращалось.
Саня  поймал  себя  на  мысли,  что  он  сейчас,  да  и  не  только  он,  никто,  ничего  не  может  сделать.  Огромная  масса  поезда,  двигается  вперёд,  обдирая  рельсы  и  колеса.  Эта  масса  остановится  там,  где  все  силы  природы,  брошенные  в  схватку  с  законами  физики,  завершат  свое  действие.  И  всем  этим  силам,  абсолютно  глубоко  наплевать  на  поезда,  людей  и  мирно  пасущихся  там,  где  ненужно  этого  делать  животных.

     Первым  стоял  белый  в  чёрных  пятнах  бычок.  Он,  наверное,  хорошо  видел,  медленно  приближающийся  паровоз,  воспринимая  его  как  брошенный  вызов.  Когда  до  него,  осталось  всего  пару  метров,  он  наклонил  вниз  голову,  выставляя  вперёд  закрученные  рога.  Паровоз,  легонько  стукнувшись  в  него,  остановился.  Обиженный  бык  разъяренно  замычал,  упершись  рогом  в  фонарь,  резко  мотнув  головой,  разбил  стекло,  свернул  фонарь  набок.
-  Ты-ба,  яка  падлюка,  вин  ище  и  злыться!  -  Возмутился  дядя  Ваня.  -  Он  быстро  осмотрел  кабину:  -  Все  живы,  Больных,  нервных,  раненных  нет!?  -  Потом  посмотрел  на  Саню:  -  Как  малыш,  испугался?
Саня  спокойно  смотрел  на  него,  его  вид  ни  о  чём  не  говорил,  только  глаза  возбуждённо  поблескивали.
-  Нет,  я  не  испугался,  чего  же  тут  бояться.  Мне  даже  понравилось.  Такое  не  каждый  день  увидишь.
-  Вот  в  этом  ты  прав,  Андрей  будь  тут,  -  сказал  он:  открыл  переднюю,  дверь  кабины,  вышел  на  палубную  трубу  паровоза.  Саня  пошел  за  ним.  –  Ты  малыш  по  осторожнее,  -  бросил  дядя  Ваня.
-  Ну  и  где  же  ваши  пастухи,  мать  их  так.  -  Дядя  Ваня  рассматривал  стадо  в  поисках  пастухов.
-  Они  не  пастухи,  их  называют  скотниками,  -  задумчиво  сказал  Саня.
-  Точно,  точно  Саня,  спасибо  что  напомнил,  а  то  я  и  впрямь  забыл  какие  они  скоты,  эти  скотники.
Бычок,  так  и  не  уходил  от  паровоза,  он  мотал  головой,  ударяя  в  железную  сцепку,  истошно  мычал,  из  пасти  у  него  свисала  белая  пена.
-  Значит,  уходить  ты  не  собираешься  и  свой  выводок  с  собой  не  уведёшь.
Хорошо  мать  твою,  щас  посмотрим,  какой  ты  грозный.  -  Как  факт  произнёс  дядя  Ваня  и  обратился  к  Сане.  -  Пошли  Саня,  преподнесем  этим  животным  урок,  что  бы  знали,  как  по  рельсам  гулять.
-  Андрей.
-  Да  Иван  Иванович,  –  заметно  нервничая,  откликнулся  Андрей
-  Открой-ка  золотники,  ща  мы  их  паром  и  шумом  шуганём,  как  в  русской  баньке.
Андрей  открыл  клапан,  дядя  Ваня  снял  тормоза  с  паровоза,  толкнул  маневровый  клапан.
Паровоз  слегка  зашипел,  потом  сильно  и  резко  забуксовал.  Колёса  вращались  на  месте,  снова  дым  и  искры  высекались  из-под  них.  Впереди  паровоза  из-под  поршней  с  шипением  вырвался  пар.  Это  был  настоящий  боевой  грохот,  всё  вокруг  дрожало  от  грохочущего  паровоза.  Вдобавок,  несколько  раз  прогудели  гудком.  Но  бычок,  только  сильнее  разозлился,  даже  не  сдвинувшись  со  своего  места,  упёрся  рогами  в  паровоз.    А  раз  так,  то  стаду  на  это,  было  абсолютно  наплевать.  Бык  снова  выставил  рога  и  замычал,  его  рог  зацепился  за  переднюю  подножку  и  согнул  её  в  бараний  рог.
-  От  скотина!  Ты  видал,  он  ещё  и  чертопхая  калечит!  –  возмутился  дядя  Ваня.
-  Тут  этим  не  поможешь,  -  сказал  Саня:  -  они  этого  не  бояться.
-  А  чем  же  их,  Бога  мать,  прогнать!?  Мы  же  так  долго  перегон  занимать  не  можем  и  на  станцию  сообщить  нет  возможности.  
-  Любое  животное  боится  огня  или  чего-то,  -  он  задумался,  описав  руками  большую  окружность:  -  по  величине,  больше  паровоза.  Все  засмеялись  но,  быстро  успокоились.
Наступила  тишина,  только  паровоз  задышал,  паровым  компрессором,  это  было  похоже  на  голос  металлического  ишака.  Вдруг  дядю  Ваню  осенило.
-  Больше  и  страшнее  паровоза!  Будет  им  больше  и  страшнее!  Андрей,  мы  давно  котёл  продували?
-  На  пошлой  неделе,  -  удивлённо  ответил  он:  -  Дядя  Ваня,  -  оторопело  продолжил  он:  -  если  мы  это  сейчас  сделаем,  то  это  стадо,  искать,  неделю  будут.  А  ещё  коровы  доиться  перестанут.  -  И  помолчав,  добавил:  -  ну-у-у-у,  может  быть.
-  Да  и  мать  их  за  ногу.  Делать-то  что-то  нужно.  Страхуй  меня,  я  сам  всё  сделаю.
Он  снова  вышел  на  палубу  трубы  паровоза,  и  присев  на  корточки,  быстро  перекрестившись,  дёрнул  небольшой  рычаг.
     
     Продувка  паровозного  котла,  для  человека  который  хотя  бы  раз  это  видел,  напоминает  ядерный  взрыв,  только  в  горизонтальной  плоскости.  Сначала,  медленно,  но  очень  сильно  ускоряясь,  метров  на  двести  и  больше,  в  бок,  из  паровоза,  выходит  тонкая,  ослепительно  белая,  струя  пара.  Этот  пар  перегретый  и  сильно  сжат.  По  этому,  он  начинает  увеличивать  свой  объем,  уже  далеко  от  паровоза,  и  только  потом  начинает  доноситься  страшной  силы  шипение  и  грохот.  Саня  смотрел  на  это  зрелище,  от  грохота,  закрыв  руками  уши.  За  тем,  он  посмотрел  на  коров,  и  начал  смеяться.  
     Внезапно  мир  рассыпался  от  оглушительной  тишины.  Это  дядя  Ваня  закрыл  клапан,  он  смотрел  на  убегающее  стадо  и  то  же  смеялся.  Мирно  пасущиеся  коровы,  увидев  такой  Армагедон,  подняв  свои  хвосты,  прыгали  как  стадо  кенгуру,  убегая,  прочь  от  паровоза,  разбрасывая  в  разные  стороны  комья  земли  от  своих  копыт.  Вдоволь  насмеявшись  и  прокомментировав  некоторые  особо  причудливые  прыжки  животных,  Андрей  сказал:  -  Вот  так  вам  мальчики  и  девочки,  как  говорится  –  «Шах  и  мат»!
Дядя  Ваня  задумчиво  произнёс.
-  Да  нет  Андрей,  это  ещё  не  победа.
-  Почему,  -  удивился  Саня.
-  По  тому,  что  мы  растянулись.
-  Блин…  -  только  и  смог  сказать  Андрей.
     У  каждого  вагона  есть  сцепное  устройство,  -  «автосцепка».  Каждый  вагон,  сам  по  себе  тяжелый  и  если  их  соединить  вплотную,  друг  с  другом,  то  получится  огромный  вес.  Такой  вес  сдвинуть  с  места,  не  сможет  даже  десяток  локомотивов.  Для  этого  «Автосцепки»,  снабжены  пружинным  устройством,  которое,  позволяет  локомотиву,  дергать  вагоны  один  за  другим.  Каждый  потянутый  вагон,  увеличивает  массу,  тянущего  состава  и  так  до  самого  последнего  вагона.  Вот  почему  когда  трогается  грузовой  поезд,  слышны  характерные  удары,  трогающихся,  один  за  другим  вагонов,  а  последний  вагон,  срывается  с  места  увлекаемый  огромной  массой  всего  поезда.  Пассажирские  вагоны  снабжены  целой  системой  смягчающих  бамперов  и  гасителей  колебаний.  Поэтому  когда  трогается  пассажирский  поезд,  такого  грохота  не  слышно,  но  пассажиры  все  равно  ощущают  мягкие  толчки,  трогающегося  поезда.
     Сейчас  паровоз  и  его  вагоны,  стояли  на  тормозах,  под  уклоном  назад.  Если  его  снять  с  тормозов  то  он  автоматически  растянется  и  тогда  его  сдвинуть  с  места  будет  не  возможно,  нужно  будет  возвращаться  назад,  до  подъема,  а  это  опасно,  из-за  длины  состава.
 -  Андрюха,  бери  башмак  неси  его  и  ставь  под  последний  вагон.
-  Так  он  же  не  удержит  состав!
-  Знаю.  По  этому  как  поставишь  башмак,  перед  последними  тремя  платформами,  перекрой  тормозную  магистраль.  Даш  мне  сигнал,  я  потихоньку,  рас  торможу  состав  и  упру  его  в  заторможенные  платформы.  Затем  я  начну  его  трогать,  а  ты,  когда  услышишь  толчки,  откроешь  магистраль  и  снимешь  с  тормозов  платформы.  Я  буду  стараться  плавно  брать  состав,  так  что  прицепиться  и  запрыгнуть,  время  у  тебя  будет.
-  Я  понял,  -  задумчиво  ответил  Андрей  -  и  всё  сделаю.
-  Смотри  Андрей,  нужно,  что  бы  всё  получилось,  без  истерик  и  фанатизма.            
-  Сделаем  Иван  Иваныч.  -  Андрей  поднял  вверх  сжатый  кулак.
-  А  можно  я  пойду  с  Андреем?
-  Нет,  ты  сиди  и  не  высовывайся,  будешь  наблюдать  за  стороной  помощника.  –  Скомандовал  дядя  Ваня.
-  А  знаете,  дядя  Ваня,  я  всё-таки  вас  не  послушаю  и  пойду  с  Андреем.  –  Утвердительно  сказал  Саня.  -  Вдруг  ему  помощь  будет  нудна,  да  и  башмак-то  я  убрать  смогу.
-  А  потом  как?  Как,  на  поезд.  Запрыгивать  будешь.  Да  меня  мать  убьет,  если  что  с  тобой  случится!
-  А  вы  не  думайте  так,  оно  и  не  случится.  А  на  поезд  я  прыгать  и  не  собираюсь,  если  что  так  я  и  сам  домой  дойду,  тут  же  до  станции  рукой  подать.  Подумаешь  час  пешком  по  шпалам  и  по  свежему  воздуху.
-  Вот  и  хорошо,  так  и  решим.  Ты  Саня  уберёшь  башмак,  а  мы  отцепим  на  станции  состав,  и  за  тобой,  и  башмаком  вернёмся.  Ты  Андрей  на  станции,  беги  сразу  к  Татьяне.  Нет  не  так.  Ты  сразу  беги  ко  мне,  а  я  сам  пойду  и  всё  ёй  объясню.  Да  вот  ещё,  -  он  серьёзно  посмотрел  на  Саню.  –  Ты  по  шпалам  не  ходи!  Нельзя!  Знаешь!?
-  Да  знаю  я.  –  Быстро  ответил  Саня.  –  Мне  мама  рассказывала.  Я  буду  рядом  по  тропинке  чесать.

     Андрей  почти  бегом  нёс  тяжелый  башмак,  поспевая  за  ним,  Сане  приходилось  бежать.  Андрей  с  силой  затолкал  башмак  под  колесо.
-  Саня  ты  отойди  вон  туда,  он  показал  рукой  на  пикетный  столбик  с  номером  одиннадцать,  метрах  в  десяти  от  вагона.  И  до  тех  пор,  пока  поезд  не  уедет,  не  вздумай  сходить  с  места.  Только  потом.  Помни,  это  очень  важно,  столкни  башмак  с  рельса.  Мы  конечно  за  тобой  приедем,  но  дорога  есть  дорога,  понимаешь?  –  Саня  кивал  головой.
-  Андрей  дал  отмашку.  В  тоже  мгновение,  паровоз  просигналил,  коротким  гудком.  В  вагонах  зашипел  воздух,  под  ними,  что-то  клацало,  тарахтело,  скрежетало.  Тормоза  медленно  отпускали  колесные  пары.  Вес  освобождённых  вагонов  нарастал,  один  за  другим  они,  начали  упираться  в  заторможенные  платформы.  С  каждым  таким  ударом  последняя  платформа,  наехав  на  башмак,  медленно  продвигалась  вниз,  всё  ближе  к  Сане.  Башмак,  под  весом  колеса  тяжелой  платформы,  при  таком  продвижении  издавал  скрипящий  звук,  похожий  на  электросварку.  Платформы,  прошли  мимо  Сани,  и  теперь  Андрей,  сидящий  на  сцепке  вагона,  был  напротив  Сани.  Паровоз  просигналил  три  раза.  Это  означало  остановку.  Громкий  одиночный  сигнал  тифона,  означал  начало  движения  вперёд.  Паровоз  громко  ухнул,  по  составу  побежал  звук  трогающихся  вагонов.
-  Ура  получилось!  –  Закричал  Саня.
Андрей  открыл  клапаны  тормозной  магистрали,  спрыгнув  с  платформы,  начал  тянуть  за  цепочку  тормозного  клапана,  выпуская  воздух  с  тормозной  системы  платформы.  Вагоны  медленно  потянулись  наверх.  Андрей  уже  рас  тормозил  две  платформы,  когда  поезд  начал  останавливаться,  и  уже  когда  казалось  что  он  точно  встанет.  Андрею  удалось  снять  тормоза  с  последней  платформы.  Поезд,  набирая  скорость,  почти  бесшумно,  уходил  прочь  от  Сани  на  станцию.  Дядя  Ваня  дал  гудок,  и  по  Саниной  душе,  разлилось  чувство  радости  и  отчаянья.  Конечно,  подумал  он,  поезд-то  ушел,  а  меня  оставили  тут  одного.
       
*  *  *
 
   На  станции  «Красный  Шахтер»  у  дежурного  по  станции  зазвонил  телефонный  концентратор.  Дежурный  по  станции  взяла  трубку.
-  Дежурный  по  станции  Кукевич,  слушаю  вас.
-  Таня,  это  диспетчер.
-  Я  слушаю  вас  Григорий  Палыч.  
-  Мой  диспетчерский  паровоз  с  «Гриковатой»  вернулся?    
-  Он  уже  на  подходе,  я  слышала  его  гудок.
-  Вот  и  хорошо.  Тут  у  нас,  такое  дело.
Наступила  томительная  пауза,  потом  голос  я  явным  раздражением  продолжил.
   Ударники,  на  новых  тепловозах,  рекорд  ставят.  Никто  про  это  даже  не  знал.  Они  сами  начали.  Теперь  вся  дорога  на  них  смотрит.  Сам  НОД  ,  держит  под  контролем  этот  поезд.  Ему  дали  номер  1450.  Ты  меня  поняла?
-  Поняла!  Поняла!  НОД,  поезд  №1450,  контроль.  –  Привычно  машинально  ответила  Татьяна.
-  Так  вот.  Машинист  Игорь  Кузнецов,  двумя  локомотивами  ТЭ-3    по  две  секции  каждый,  со  станции  «Запорожье-грузовая»,  двигается  прямиком  на  ЦГОК,  станция  «Гриковатая»  без  остановок.  Он  ведёт,  тяжеловесный  состав  №1450.  Ты  же  понимаешь,  какая  тут  ответственность!  Слава  Богу,  пока  порожняк  в  сто  двадцать  пять  хопров  .  Это  для  проверки.  Они  обратно  пойдут  с  грузом.  И  сегодня  же,  хотят  доставить  его  в  «Запорожье».  У  тебя,  я  этот  поезд,  остановить  не  могу.  У  тебя  станция  всего  восемьдесят  вагонов  вмещает.  Последний  участок,  где  я  могу  его  остановить  «Кривой  Рог  Западный»,  и  он,  туда,  уже  на  подходе.  
-  Я  поняла.
Слушай  мой  приказ!  Принять  диспетчерский  поезд  на  боковой  путь.  Организовать  сквозное  прохождение  тяжеловеса  №1450.  На  станцию  «Гриковатая»!  по  главному  пути!  Поняла!?
-  Есть  принять  диспетчерский  на  боковой  путь.  Организовать  сквозное  прохождение  по  главному  пути  тяжеловесного  поезда  №1450    на  «Гриковатую».
-  Да,  ещё,  предупреди  всех,  там  за  вашей  станцией  начинается  подъем  на  «Гриковатую»,  ребята  на  него,  будут  разгоняться  с  ветерком.
-  Поняла.  Предупредить,  с  ветерком.  –  Со  металлическим  звоном  в  голосе  ответила  Таня.  
-  По  прибытии  диспетчерского  паровоза  немедленно  доложить.
-  Есть  доложить  о  прибытии  диспетчерского  паровоза.
Она  переключила  телефонный  концентратор  и  уже  хотела  связаться  со  стрелочниками,  на  постах,  когда  по  селекторной,  обще-дорожной  связи  услышала:  -  поезд  №1450  машинист  Кузнецов,  доложить  место  и  обстановку.
-  Я  машинист  Кузнецов.  –  Громко  сквозь  помехи  радио  шумов,  доносился  голос  машиниста.  -  Поезд  №1450.  Всё  отлично,  только  что  зашел  на  «Западный».  Поезд  и  локомотивы  в  порядке,  скоро  будем  проходить  «Блок  пост  61»  и  за  ним  «Красный  Шахтёр».
-  «Шахтёр»,  «Шахтёр»,  «Шахтёр»,    -  вызывал  диспетчер:  -  Таня!
-  Я  «Шахтёр»  дежурный  Кукевич  на  связи,  -  ответила  она.
-  Таня  ты  слышала?
-  Да.  Я  слышала  Григорий  Палыч.
-  Поезд  №1450  машинист  Кузнецов,  прошел  «Западный».  Минут  через  тридцать,  сорок,  будет  у  тебя.
-  Понятно.  Встречаю  и  пропускаю.
-  Поезд  №1450  машинист  Кузнецов.
-  Поезд  №1450  машинист  Кузнецов,  слушаю.
-  Кузнецов,  там  за  «Западным»  у  тебя  радиосвязи  до  «Гриковатой»  уже  не  будет,  но  ты  должен  знать!  «Красный  Шахтёр»  тебе!»  Уже  дал  добро  на  прохождение  станции,  по  главному  пути!
-  Понял  вас!  Понял!  За  «шестьдесят  первым»,  пройду  мост,  потом  кривая,  и  дальше  буду  жать  на  полную  катушку.  Там  за  «Шахтёром»  длинный  подъём,  до  самой  «Гриковатой».  Мне,  что  бы  на  него  забраться,  скорость  нужна.
-  Удачи  тебе  Кузнецов!
-  Спасибо!  
 У  Татьяны  легонько  кольнуло  сердце,  что-то  было  не  так.  Сейчас  главное  дать  задания  стрелочникам  решила  она,  нажимая  кнопки,  концентратора.
-  Пост  номер  два,  Трофимова,  слушаю.  -  Пост  номер  один  Сова,  слушаю.  -  Раздалось  в  динамике.
-  Девочки  к  нам  идёт  тяжеловесный  проходящий  поезд,  №1450  машинист  Кузнецов.  Его  длина  сто  двадцать  пять  вагонов.  Приказываю  пост  №2  Валя  тебе.  Сделать  маршрут  по  первому  пути,  пропустить  тяжеловес  №1450  на  «Гриковатую».  Диспетчерский  с  «Гриковатой»  принять  на  третий  путь.  По  заходу  Диспетчерского  сделать  маршрут  проходящего  по  первому  пути  тяжеловесного  поезда  №1450  на  станцию  «Гриковатая».
-  Исполняю,  маршрут  по  первому  пути,  пропускаю  поезд  №1450  на  «Гриковатую».  Диспетчерский  с  «Гриковатой»  принимаю  на  третий  путь.  Пост  №2.    
-  Пост  №1,  Зина  Ты  там  диспетчерский  уже  видишь?
-  Та  он  зараза,  похоже,  стоит.
-  Как  стоит?!!!
-  Та  не  знаю  я.  -  Нараспев  начала  она.  -  Я  на  него  гляжу  уже  полчаса.  Мне  только  его  трубу  видно.  Он  вроде  остановился,  потом  гудел,  так  прерывисто,  жалобно,  потом  вроде  как  пар  пускал.
-  Как  гудел,  может,  он  сигналил?  И  что  значит  прерывисто!?  Объясни,  как  положено!  И  почему  сразу  не  доложила!
-  Ну…  Как  гудел…  Гудел…  Гудел…  Сигналил…  Ту-ту-ту.  Туу-туу-туу.  Ту-ту-ту.  И  потом  снова  так  же.  Жалобно.
-  Зина  ты  что,  ничего  вообще  не  понимаешь?  Или  ты  хочешь  снова  экзамены  сдавать!?  Эти  сигналы,  означают,  что?
-  Что?
-  Паровоз  помощи  просит!!!  Вот  что!!!
-  Ой,  да  не  волнуйся  ты  так  Таня,  вон  он  уже  на  переезде,  едет  твой  диспетчерский.  Точно!  Едет!  Я  его  вижу.
Таня  заволновалась,  она  пыталась  взять  себя  в  руки.  Говорила  же  она,  начальнику  станции,  рано  ещё  Сову  Зинаиду,  ставить  на  пост,  для  самостоятельной  работы.
-  Зина!  Зина!
-  Я  слушаю!  Тут  я!
 Приказываю!  Принять  диспетчерский  на  третий  путь.  И  приготовить  маршрут,  по  первому  пути,  для  пропуска  тяжеловеса  №1450  на  «Гриковатую».  Тяжеловес  уже  в  пути!  Ты  поняла!?
-  Ой  мамочки!  –  раздалось  в  динамиках.
-  Что  это  значит  Зина!  –  сорвалась  на  крик  Татьяна.
-  Ой.  Всё  в  полном  порядке  дежурный,  -  быстро  ответила  Зина,  -  Есть,  принять  диспетчерский  на  третий  путь.  И  приготовить  маршрут,  по  первому  пути,  для  пропуска  тяжеловеса  №1450  на  «Гриковатую».
У  Татьяны  заколотилось  сердце.  Ей  ещё  не  приходилось  работать  со  стрелочником  с  такой  необычной  психической  реакцией.
     Валя  Трофимова,  положив  трубу  телефона  на  рычаг:  поворачивая  стрелочные  ручки  на  централизаторном  щите  ,  произносила  вслух:  -  Десятая,  по  плюсу.  Двенадцатая,  по  плюсу.  Четырнадцатая  по  плюсу.  Семнадцатая  по  плюсу.  Затем  вынула  стрелочные  ключи.
-  Галя,  -  обратилась  она  к  ней,  протягивая  ключи.  -  Иди  и  делай  проходные  стрелки,  а  я  пойду  делать  входные.
-  Тю!  Чего  это  ты  всегда  делаешь  входные!?
-  Потому  что  я  старший  поста,  а  ты  практикант,  -  спокойно  ответила  она:  -  А  тюкать  будешь…
-  Я  поняла!  Поняла.  –  Быстро  засуетилась  Галина.  –  Тюкать,  буду  свекрови  в  борщ.
     Взявшись  за  балластный  груз,  Валя  Трошина  перевела  стрелку,  поправила  упорные  накладки,  вытянула  запорный  ключ.  Неожиданно  в  её  груди  больно  кольнуло  в  сердце.  –  Саня!  –  непроизвольно  произнесла  она:  -  Господи,  сынок!  Что  не  так!?  Что  с  тобой!?  
Она  посмотрела  в  сторону  «Гриковатой».  Диспетчерский  паровоз,  беззвучно  пыхтя  дымовой  трубой,  заходил  на  третий  путь.  Она  уже  точно  знала,  что  её  сын,  не  приехал  вместе  с  ним.  Голова  слегка  закружилась,  переведя  дыхание,  она  положила  руку  на  стрелочный  фонарь.
–  Успокойся  глупая,  -  сказала  она  сама  себе,  -  с  ним,  всё  будет  хорошо.  Быстрым  профессиональным  взглядом,  посмотрела  на  положение  стрелок  и  так  же  быстро,  пошла  на  пост,  доложить  о  сделанном  маршруте.



Продолжение  следует.

©  Донец  А.В.  март  2014г.



Сноски:
   ГОК  –  Горно  обогатительный  Комбинат.
   НОД  –  Начальник  отделения  дороги.
   ТЭ-3  -  советский  сдвоенный  двенадцатиосный  тепловоз.
   Хопер  -  само  разгружающийся  бункерный  грузовой  вагон  для  перевозки  массовых  
   сыпучих  грузов.
   Централизаторный  щит.  –  На  станциях  с  частичным  СЦБ  управлением  и  ручным  
   переводом  стрелочных  переводов,  использовались  ключи  для  замков  запирающих  
   перевод  стрелки.  Эти  ключи  должны  были  запирать  стрелку  и  включать  пульт  в  
   посту  стрелочника.  Таким  образом  дежурный  по  станции  знал  как  переведены  
   стрелки  на  станции.
   МПС  –  Министерство  путей  сообщения  СССР.
   БД  –  безопасность  движения.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=810777
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 21.10.2018
автор: Донець Олександр Віталійович