1
Тут к нам собака приехала погостить, так вот...
"Собака! – почти каждый ребенок понимает, зачем она нужна и почему крайне необходима для счастья, и почти всякий взрослый знает, что и без собаки можно прекрасно обойтись" ("Димкины хроники. Чужой")
Давно мои тексты не радовали меня такой рельефной правдой. Именно, собака нужна, крайне необходима для счастья, и мысль эта сейчас - такая полная и уверенная, что даже не мысль, а чувство, даже не чувство, а вера. Та же, с которой в детстве просил у родителей разрешения завести собаку. С той лишь счастливой разницей, что теперь мне никто не может запретить или отказать, кроме меня, разумеется, самого.
А я себе, признаться, долго запрещал и отказывал. Когда-то у меня был кот, прожили мы с ним 13 лет душа в душу, а потом он, естественно, умер. Я как-то очень тяжело это пережил, впредь зарекся заводить животных и дома держал только растения, которые наверняка меня переживут. И вот недавно наступило у меня просветление. То ли душа моя отгоревала свое за котом, то ли Даррелл меня убедил, сопровождая рассказы о жизни на Корфу постоянными ремарками "собаки легли / собаки улеглись / собаки шли рядом..." - но что-то перевернуло в моей голове этот зарок. Я думаю о 13 годах, прожитых бок о бок с котом, и понимаю, что его смерть отняла у меня куда меньше, чем дала мне его жизнь. Да и смерть, если честно, - тоже дала. Наши домашние твари, я полагаю, любят нас, по-своему, по-животному; быть до самого конца с тем, кто тебя любит, кого любишь ты - думаю, это есть полнота такого рода любви.
Но хватит об этом! - ведь какую полноту приобретает жизнь, когда рядом любимая женщина, дети, собаки и прочее, чем уснащает свою жизнь человек! Правда, приобретает, как нынче говорят, доставляет, доставляет вовсю! А мысль, что когда-нибудь собаки/коты/рыбки... умрут, а я буду горевать, поэтому не стоит их и заводить - трусливенькое, убогонькое, утлое так себе соображеньице. Так ведь и дом не следует строить, а дерево садить, ибо подкапывают и крадут, и все может сгореть синим пламенем и т.д. и т.п. Как был прав московский гость! "А если вы не живете, то вам и не умирать" - но умирать придется по-любому, а вот прожить или переждать, перетерпеть жизнь - это уже личный выбор. Стоит ли от неё отказываться? Дело ведь не в том, чем и когда она заканчивается, а в том, сколько в ней радости...
...черт побери, ведь теперь именно я тот, кто решает, можно ли обойтись без собаки! Как здорово!
2
Провидение с мирозданием наводят на некоторые мысли исподволь. Около месяца тому назад мне понадобилось поехать на киевскую Русановку по мелкому бытовому делу. Зову с собой Макса, поехали; нет, говорит, не хочу. А если покупаемся потом? Дааааааааа! - мы его за страсть к водным процедурам и полнейшее равнодушие к температуре воды называем "тюлень". Поехали, дело сделали, пошли на
пляж. А там среди отдыхающих джек рассел - порода, известная своей неуемной энергичной непоседливостью. Он и с хозяевами купался, и с нами, и с прочими. Когда я наткнулся на дне у берега на тяжеленную, пропитанную водой палку и зашвырнул ее подальше от берега, он
немедленно и с огромным энтузиазмом принялся выполнять так и не прозвучавшую команду: стремительно поплыл туда, где еще
расходились круги от упавшей и вновь затонувшей палки,
покружил там и, не обнаружив цели, ухватил зубами стебель
кувшинки и потащил к берегу. Все шло прекрасно, пока стебель не натянулся - тогда пес ушел под воду; но и под водой он боролся с упрямым растением, пока не убедился, что оно ему не по зубам, а запас воздуха в легких не бесконечен. Вернувшись на берег и кратко отдышавшись, он заметил пару уток, кормившихся у прибрежных камышей, бросился в воду и поплыл к ним с выпученными от охотничьего азарта глазами. Утки, заметив собаку, бросили свой ланч и направились от греха подальше; они даже не развили свою крейсерскую скорость, так, держали пса в метре за кормой, но не ближе, а когда им надоела его неутомимая настойчивость, вдруг разом взлетели и понеслись низко над водой. Терьер попытался поймать их в прыжке, однако выпрыгнуть из воды ему не удалось, нет, никак не возможно выпрыгивать из жидкой и податливой среды! - тявкнув что-то предельно отчаянное, он вернулся на берег, где я старался запомнить мельчайшие детали этого происшествия, еще не понимая его смысла, хотя уже зная за собой склонность подгонять факты прошлого под события настоящего и даже будущего.
3
Помните, Шарик у Булгакова сообщает, что ошейник для собаки как портфель для человека. А посетившая нас собака как раз носит портфель, тьфу, ошейник такого насыщенного красного цвета, как подошвы от Лабутена. Понаблюдав за псиной, я понял, что ошейник в квартире ей ни к чему и снял его. И тут меня посетило еще одно озарение: ошейник вовсе не аналог портфеля, ошейник для собаки - это как трусы для человека. И теперь я ломаю голову, что это: ошибся ли Булгаков, считал ли Шарик портфель важнее трусов или это я считаю трусы важнее портфеля? Вопрос непростой, очень непростой! Можно предположить, что до жизни у профессора Шарик людей в трусах и без не видел (помните, ремарка на приеме пациентов, "похабная квартирка"?), поэтому соотносить значение галантереи и белья не мог; а Булгаков видел и мог. Думаю, что связка портфель/ошейник появилась не ошибочно и не случайно. Во-первых, уже упомянутая неосведомленность собаки о белье; во-вторых, слово "трусы" стилистический моветон (профессор говорит пациентам "Снимайте штаны", даже женщинам); в-третьих, собаке предстоит превратиться в человека, рвущегося к портфелю, кожанке, служебному авто и нагану; в-четвертых, для 20-х годов портфель был куда более насыщенным символом; в-пятых, это же Мастер, и должно быть именно так!.. - приглашаю желающих продлевать этот ряд или опровергать, а сам возвращаюсь рассматривать собаку. Существо в высшей степени обаятельное, так и называю ее породу - собака киевская обаятельная.
июль 2019
адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=842091
Рубрика: Лирика
дата надходження 16.07.2019
автор: Максим Тарасівський