Моя лыжная эпопея

Моя  лыжная  эпопея

         Из  моих  увлечений  на  первом  месте  -  лыжи.
А  оно,  пожалуй,  идёт  из  моего  босоногого  детства.  
         У  моего  брата  были  лыжи,  самодельные,  из  осины,  с  ременной  петлёй  под  валенки.  Они  стояли  в  сенях,  белые  такие.
         Жили  тогда  мы  в  землянке.  Пол  земляной.  Обуви  никакой.  Спасение  –  лавка.  (Война  мировая).
         Тогда  у  нас  в  доме  частой  была  команда:  «Брысь  на  лавку!».    Сидишь  на  той  лавке,  а  на  уме  только  лыжи.
         «Мама,  можно  на  двор,  пописать?».    «Иди,  только  не  долго».
         Бегу  бегом,  хватаю  лыжу,  взбегаю  на  горку,  сажусь  на  лыжу,  босые  ноги  просовываю  в    ремённую  петлю,  отталкиваюсь  голыми  руками,  скатываюсь.  Хотелось  бы  ещё  раз,  да  нельзя,  заподозрят.  Опять  бегом,  лыжу  в  угол  и  на  своё  дежурное  место  на  лавку.  А  мысль  только  об  одном,  но  частить  нельзя  –  заподозрят.
         А  настоящие,  заводские  лыжи  с  расщеплённым  задником  я  купил  с  рук,  уже  в  восьмом  классе    за  три  рубля  и  ещё  с  пол  килограмма  свинца.  Это  было  истинное  богатство  для  охотника.  И  мне  в  радость  –  ведь  свинец-то  я  подобрал!  На  железной  дороге,  на  их  водопроводе  из  чугунных  труб  тогда    случилась  авария    и  стык  зачеканили  свинцом.  Вот  остатки  свинца,  после  устранения    течи,  я  и  подобрал.
         Много  же  исколесил  тогда  на  этих  лыжах  в  окрестностях  станции  Москаленки.
         Один,  куда  глаза  глядят.  И  до  сих  пор    одиночество  меня  не  угнетает,  даже  наоборот.
           Потом  уже,  в  институте,  в  Кемерово,  мне  как  члену  лыжной  секции    выдали  на  пользование  лыжи  с  ботинками.  Больших  успехов  в  спорте  так  и  не  достиг  (не  дотянул  до  второго  разряда).
         А  свои,  первые,  собственные,  лыжи  с  ботинками  я  приобрёл  на  гонорар  за  рецензирование    учебника  для  горных  техникумов.  Это  был  город  Киселевск,  незадолго  до  переезда  в  Новокузнецк.
         С  1977г  –  походы  в  Новокузнецке  и  его  окрестностях  (ст.  Водный,  Сосновка,  Бунгурский  профилакторий,  Учул,  Чугунаш  –  «Снежинка»).
         Наиболее  притягательным  стал  Таргайский  сосновый  бор.  От  лыжной  базы  Новокузнецка  –  20  км  и  назад  столько  же.  Походы  целодневные  с  костром  и
чаепитием  в  бору.  Но  костёр  появился  не    сразу,  где-то  после  моего  сотого  похода.  А  до  этого  обедали,  где  придётся.
           Постепенно  сформировался  состав  команды.  Но  всему  есть  конец  и  предел.  Команда  после  длительного  участия  в  совместных  походах  записалась  в  старики  и  категорически  отказалась  от  походов  из  пункта  А    в  пункт    Б.  Вполне  достаточно  прогулок  в  Таргайском  бору,  естественно  с  костром    и  чаепитиями,  благо  довольно  часто  ходит  рейсовый  автобус,  а  проезд  для  ветеранов  труда  бесплатный.  


   


           Предложение  перейти  на  режим  полупоходов    особых  восторгов  не  вызвало.  И  вообще  в  бору  уютней,  чем  в  чистом  поле.  Вот  у  меня  и  произошло  «раздвоение  личности».    Мне  подавай  просторы.    Постепенно  сформировался  такой  режим:    с  командой  –  прогулки  по  бору  (с  костром  и  чаепитиями),    в  одиночку  -    полупоходы  без  всяких  там  излишеств.
           Постепенно  и  этот  режим  поломался,  и  костёр  потух  и,  кажется,  навсегда.  Остался  я  в  гордом  одиночестве  со  своими  полупоходами,  которым  тоже  приходит  конец.  Сейчас  предпринимаю  попытку  подвести  некоторые  итоги  моей  лыжной  эпопеи.    Полных  походов  (туда  и  назад,  Таргайский  бор  –  лыжная  база)  у  меня  набирается  380,  а  полупоходов  200  штук.  
           Первый  мой  поход  в  Таргай    состоялся  в  начале  зимы  1981  года.  Постепенно  набирались  походы  (по  18-20  за  сезон)  и  первым  девизом  стал  –  «365»  –  год,  вычеркнутый  из  жизни.  И  он  настал  15  января  2005  года.
         Казалось,  хватит.  Кто-то  свой  бизнес  делает,  а  тут  лыжи.  Но  не  хватило.  Последним    моим  полным  походом  стал  380-й.  Определить  километраж  просто  –  умножай  число  походов  на  40км  и  все  дела.  Но  не  хватало  наглядности.  Подвернулась  морская  трасса  Нью-Йорк  –  Кейптаун,  протяжённостью  6800  морских  миль  или  около  12600*  км.  Этой  мерки  мне  хватило,  чтобы  на  лыжах  пересечь    по  диагонали  Атлантический  океан  и  обогнуть  с  юга  Африку  и  вдоль  неё,  тоже  слегка  по  диагонали,  но  теперь  уже  в  Индийском  океане,  пойти  к  «милому  северу».  Вот  здесь  мне  и  пригодились  мои  полупоходы.  Умножил  их  на  20км  и  не  только  пересёк  экватор  Земли,  а  упёрся  в  пустынный  берег  Сомали  Восточной  Африки,  в  районе  10  градуса  северной  широты  и  50градусов  восточной  долготы.  Всё,  больше  у  меня  ничего  за  душой  нет,  кроме  моих  80  лет.  Вот  помолодею  и  начну  всё  с  нуля.
         Если  кому-то  не  по  душе  моя  морская  наглядность,  могу  предложить    сухопутный  вариант.  Протяженность  самой  длинной  в  мире  железной  дороги  Москва-Владивосток  9298км.  Об  этом  гласят  надписи  на  столбах  Ярославского  вокзала  Москвы  и  Владивостока.  Так  вот  моего  общего  километража  по  Тагргайскому    маршруту  (380х40+200х20=19200км)  хватит,  чтобы  сходить  из  Москвы    во  Владивосток,    вернуться  обратно  и  ещё  останется  в  запасе  600км.
         Спасибо  моим  постоянным  и  не  очень  постоянным  спутникам  по  Таргайскому  маршруту:  Ларионовой  Галине  Семёновне,  Пашкову  Михаилу  Григорьевичу,  Смазнову  Василию  Васильевичу  и  Зайнутдинову  Хатипу  Фалаховичу.  Без  них  эта  эпопея  вряд  ли  бы  состоялась.

*)  Одна  морская  миля  составляет  1852м

Каминский  Д.А.,  март  2017

PS  Всё-таки  добил.  Круглая  цифра:  380+220=600!  Ура!  Заказал  себе  медаль  "ТАРГАЙ-600".  Медаль  обмыта  с  Галиной  Семёновной  (но  слабенько...  других  членов  команды  нет  уж  и  в  живых).  2020г

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=851932
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 19.10.2019
автор: Каминский ДА