Икона

Отживают  своё  хутора.  Покидают  их  люди,  оставляя  обжитые  места,  вековые  дома  свои  да  хаты,  отправляясь  на  жительство  в  посёлки  покрупнее,  а  то  и  в  города,  ища  в  них  лучшей  для  себя  доли.  И  кого  спросить  за  это?  Кого  винить?  Разве  этих  людей?  Само  время,  сама  жизнь  хуторян  обернулась  так,  что  они  с  мест  своих  сорвались  и  помчались  туда,  где  казалось  им  хорошо  –  порой  в  неизвестность.
Мы  с  сестрой,  часто  бывая  на  каникулах  у  дедов,  захватили  это  время.  Помню,  как  дом  за  домом  пустели  некогда  оживлённые  улицы,  как  уехал  последний  сосед.  Как  деды,  оставшись  одни  в  опустевшем  хуторе  –  превращались  в  отшельников.    Тяжко  было  на  сердце  от  происходящего  вокруг.  Кругом  стояли  полуразваленные,  обездушенные  хаты,  с  выломанными  дверьми  и  покосившимися  оконными  ставнями  –  похожими  на  искривлённый  рот  издающего  предсмертный  крик  человека.
Играя,  мы  частенько  забредали  в  такие  дома.  Нас  вело  туда  любопытство,  иногда  подкреплённое  интересными  находками.  В  ту  пору,  мы  соорудили  себе  хатушку  и  тащили  в  неё  всякий  хлам  пригодный  разве  что  для  детских  забав.    А  такие  места  настоящий  Клондайк  безделушек.  Вот  там-то,  мы,  как  залихватские  “золотоискатели”  и  промышляли  с  целью  добыть  себе  что-то  ценное.  Но  наша  добыча  обычно  была  невелика  и  состояла  из  пары-тройки  проржавелых  кастрюль,  да  какого-нибудь  увесистого  чугунного  утюжка.  Но  однажды  удача  была  настолько  к  нам  благосклонна,  что  мы  отыскали  настоящее  сокровище!  Как-то  заглянув  в  домик  по  соседству,  я  заметил  в  углу  стены  заплетённой  паутиной  -  настоящую  икону.  Она  была  явно  старой  и  намоленной  не  одним  поколением  людей.
-  Оксана,  посмотри,  тут  икона!  –  радостно  прокричал  я.
Она,  на  минутку  оторвавшись  от  коробушки  с  нитками,  найденной  в  одной  из  комнат,  взглянув  на  икону  сказала:
-Знаешь,  её  нельзя  трогать.
-  Почему,  нельзя?  –  недоумевая  спрашиваю  я.
Тут  сестра,  ещё  раз  взглянув  на  дивный  образ,  ровным  голосом,  серьёзно  ответила:
—  Это  чужая  вещь.  Вдруг  случится  несчастье…
-Ты  чего!  Это  же  икона!  Её  нельзя  оставлять!  –  отпарировал  я  и  мало-помалу  убедив  сестру  в  правоте  своих  слов,  снял  со  стены  икону.
Прибежав  домой,  мы  стали  рассматривать  находку.  На  доске,  а  вернее,  на  выпиленной  деревянной  основе,  масляными  красками  был  мастерски  написан  образ  Приснодевы.  В  алой,  изумительной  красоты  тунике,  немного  тронутой  временем,  с  непокрытой,  несколько  склонённой  в  печали  головою  и  золочённым  нимбом  над  нею  -  была  изображена  Дева  Мария.  Что  это  была  именно  Она  мы  не  знали,  но  почуяли  детским  сердцем.
Нам  до  того  понравилась  эта  икона,  что  мы  затеяли  спор  о  том,  чья  она  теперь  будет.  Нас,  горячо  спорящих  меж  собою,  в  конце  концов  помирила  бабушка  Антонина  Фёдоровна,  сказав:
-  Вы  нашли  её  вместе,  значит  она  ваша.  Но  ведь  её  не  увезёшь,  разрубив  пополам?  А  значит,  решим  так:  чей  отец  первей  приедет,  того  икона  и  будет.
В  этот  раз  повезло  мне.  Мой  отец  с  рыбалки  заехал  за  мной  и  забрал  домой.
Повесив  обретённую  икону  в  восточном  углу  летней  кухни,  мы  изредка  крестились  перед  нею,  а  она  печалью  своей  навевала  на  наши  души  тихую  грусть.  Так  прошло  некоторое  время.  В  одно  лето  мы  собрались  навестить  крымское  море.  А  на  хозяйстве  и  присмотреть  за  огородом,  оставили  двух  бабушек,  моих  прабабушек  Зою  и  её  сестру  Таю.  Через  месяц,  утром  вернувшись  домой  мы  увидели  их,  радостно  встречающими  нас  у  ворот.
Бабушка  Зоя,  добрая,  как  светлый  ангел,  нетерпеливо  приглашала  нас  пить  чай  на  кухню.  Когда  мы  туда  зашли,  обомлели  от  ужаса!  В  углу  висела  уже  “новая”,  неумело  размалёванная  акварелью  икона,  напрочь  лишённая  своего  былого  величия.  Без  слёз  на  неё  было  не  глянуть.  В  зелёной  кофте  со  здоровенными  коричневыми  пуговицами,  «подстриженная»  под  каре,  с  ярко  накрашенными  губами,  немного  стыдливо  изобразилась  на  доске  светская  женщина.
-  Вы  что  наделали!  –  только  и  смогла  горестно  произнести  мать.
-  Да  мы  только  хотели  её  немножко  подкрасить.  Может  покрасивше  стала  бы.  Думали  и  вам  понравится...  –  нелепо  оправдывались  изумлённые  бабульки  -  иконописцы.
Икона  доныне  в  нашей  семье.  Со  временем,  произошло  чудо:  её  лик  обновился  и  просветлел,  но  всё  остальное,  к  сожалению,  осталось  неизменным.    
Я  порой  думаю,  может  быть  действительно  не  стоило  забирать  её  из  покинутой  хозяевами  хаты,  а  оставить  стоять  там,  в  прежнем  уголке,  навечно  охранять  обезлюдившие,  упокоенные  тишиной  места.  

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=864280
Рубрика: Лирика
дата надходження 09.02.2020
автор: Алексей Ильичёв-Морозов