Феномен интересного: нарушение порядка вещей

Еще  раз  о  феномене  интересного,  о  том  его  аспекте,  который  отметил  Уильям  Блейк.  Он  утверждал,  что  ни  один  человек  в  здравом  уме  не  станет  утверждать,  что  искусство  живописи  состоит  в  точном  копировании  природы.  Полагаю,  что  такое  утверждение  справедливо  и  для  литературы  и  также  сообщает  кое-что  о  предмете  моих  любительских  исследований.

Природа,  по  большому  счету,  это  устоявшийся  порядок  вещей;  такое  определение  позволяет  включить  в  него  и  человека,  и  его  жизнь  во  всем  ее  многообразии.  Поэтому  рассказ  о  том,  что  Иван  Иванович  проснулся,  умылся,  выпил  кофе,  вышел  из  дому,  сел  в  метро,  приехал  на  работу,  провел  там  девять  часов,  вернулся  домой  тем  же  путем,  поужинал  и  лег  спать,  может  показаться  интересным  только  на  третьей  неделе  глобального  карантина.  А  в  обычных  условиях  –  нет:  жизнь  Ивана  Ивановича  описана  в  строгом  соответствии  с  привычным  порядком  вещей,  все  так  и  есть,  и  потому  –  неинтересно.  И  потому  же  нарушение  этого  порядка,  отказ  от  точного  копирования  «природы»  вызывает  интерес,  и  чем  дальше  произведение  отстоит  от  нее,  тем  интереснее.

Возьмем,  к  примеру,  детектив:  преступление  –  это  вопиющее  нарушение  порядка,  и  чем  оно  жутче,  тем  вопиющее  нарушение.  Это  понятно  не  только  литератору,  проливающему  литры  «крови»  на  страницах,  и  не  только  читателю,  который  жадно  поглощает  криминальное  чтиво,  но  даже  прагматичному  законодателю.  Самые  интересные  с  точки  зрения  искусства  преступления  оказываются  самыми  тяжкими  с  точки  зрения  закона.  Но,  как  говорится,  усилить  хочется:  читатель  –  существо  искушенное,  его  простым  трупом  или  даже  расчлененным  трупом  не  возьмешь.  И  литератор  делает  «усилие»:  в  своем  произведении  он  сводит  воедино  предметы,  которые  в  природе  не  оказались  в  одном  и  том  же  месте  и  в  одно  и  то  же  время  или  оказались  бы,  но  с  малой  долей  вероятности.  Происходит  не  убийство,  а  серия  убийств  –  уже  интересно;  все  они  произошли  в  туманную  погоду  –  уже  гораздо  интереснее;  на  месте  преступления  находят  то  плюшевого  зайца,  то  щенка,  то  погремушку  –  о,  как  непонятно,  и  вот  теперь  интересно  по-настоящему!  Совершенно  ясно,  что  орудует  маньяк,  а  маньяк  –  это  человек,  у  которого  в  голове  не  такой  порядок  вещей,  как  у  всех  остальных,  как  у  читателя.  Или  –  иная  крайность  –  гений:  читать  о  поисках  гения  так  же  интересно,  как  и  о  происках  маньяка;  Дойл  об  этом  догадывался  и  потому  сводил  на  одной  странице  и  у  одного  водопада  обоих:  гения-сыщика  и  гения-злодея.
А  еще  случается  так:  художник,  черпая  вдохновение  из  неведомых  источников,  создает  порядок  вещей,  который  как  будто  бы  интересен,  но  слишком  непонятен.  Но  интерес  оправдывает  все  –  и  человечество  всматривается  в  страницы  или  холсты  снова  и  снова,  томясь  непониманием  и  еще  –  предчувствием.  И  когда  что-то  стрясется  –  преступление,  катастрофа,  война,  пандемия  –  паззл  складывается,  и  произведение  искусства  приобретает,  наконец,  свой  полный  смысл  –  пока  не  ***  нас  чаша  сия,  и  акт  творчества  снова  окажется  далеко-далеко  от  привычного  порядка  вещей,  и  потому  –  в  сфере  нашего  острого  интереса.

Вот,  мне  кажется,  отличный  пример  такого  искусства.  Девид  Иншоу  (David  Inshaw),  современный  британский  художник  (1943  г.р.),  «Аллегория  I»  и  «Аллегория  II»  (2014-2015).

[img]https://i.guim.co.uk/img/static/sys-images/Guardian/Pix/pictures/2015/9/30/1443630679249/159c91e2-1e37-4c9e-85e9-4130a6e6284f-2060x2059.jpeg?width=700&quality=85&auto=format&fit=max&s=c107452ae8a923483da434f3e17560ef[/img]

[img]https://i.pinimg.com/originals/3d/47/88/3d4788ade2e029f6a82b3c792a8c048c.png[/img]

До  поры  до  времени  можно  было  находить  на  этих  полотнах  отсылки  к  старым  мастерам  и  удивляться  причудливости  фантазии  художника;  а  пришел  коронавирус  –  и  аллегория  приобрела  другой  смысл.  На  обеих  картинах  –  устоявшийся  порядок  вещей:  только  оказавшись  под  смертельной  угрозой,  он  стал  нам  безумно  дорог,  и  все  эти  привычные  вещи  становятся  даже  не  ценными,  а  драгоценными,  все  бы,  кажется,  отдал,  чтобы  вернуться  туда!  И  прямо  посреди  этого  привычного  течения  жизни  –  посторонние,  чужеродные,  неуместные  фигуры  и  предметы.  «Так  не  бывает!»  –  восклицали  бы  еще  недавно;  а  теперь  будем  созерцать  молча,  подавленные  пророческой  силой  художественной  мысли:  ведь  именно  так  всё  и  происходит  прямо  сейчас…

…А  когда  бедствие  закончится,  и  порядок  вещей  восстановится,  акт  творчества  снова  окажется  далеко-далеко  от  привычного  порядка  вещей,  и  потому  –  в  сфере  нашего  острого  интереса.

март  2020

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=869625
Рубрика: Лирика
дата надходження 27.03.2020
автор: Максим Тарасівський