Перекличка великих: Истман Джонсон - Квентин Тарантино

Смотрите,  я  обнаружил  живописные  истоки  блокбастера  Квентина  Тарантино  "Джанго  освобожденный"  (2012).  Это  "американский  Рембранд",  Истман  Джонсон,  "А  Ride  for  Liberty  -  Fugitive  Slaves"  (Дорога  свободы  -  рабы-беглецы)  (1862).

[img]https://images.fineartamerica.com/images/artworkimages/mediumlarge/3/a-ride-for-libertythe-fugitive-slaves-digital-remastered-edition-eastman-johnson.jpg[/img]

Разумеется,  я  допустил  небольшую  натяжку,  но  Тарантино  первый  начал  (см.ниже),  а  образы  на  картине  слишком  заметно  перекликаются  с  образами  в  фильме.  События  киноленты  датированы  1858  годом,  картина  -  1862-м  (напомню,  гражданская  война  в  США  длилась  с  1861  по  1865).  Если  Тарантино  пеняют  исторической  недостоверностью,  прежде  всего,  историй  о  гладиаторских  боях,  о  борьбе  мантинго,  то  картина  -  не  просто  документ  своего  времени,  это  -  репортаж.  Истман  Джонсон  наблюдал  это  сам  во  время  одной  из  битв  между  южанами  и  северянами,  а  такие  битвы  в  то  время  служили  динамической  границей  между  Южными,  рабовладельческими,  и  Северными,  аболиционисткими  штатами,  то  есть  между  свободой  и  рабством  для  черных.  Пользуясь  неразберихой  и  суматохой  боя,  семья  рабов  бежит  с  Юга  на  Север  (видите  белые  точки  левее  морды  лошади?  -  это  штыки,  военные  порядки  федералистов).  Тарантино  -  не  документалист,  а  художник  и  еще  -  моралист,  поэтому  он  ситуацию  рабов  на  Юге  изобразил  через  насилие,  а  насилию  придал  образ  мантинго.  В  результате  получился  нравственный  документ  и  развлечение  высокого  качества,  иначе  говоря,  искусство.

Картина,  повторюсь,  документально-репортажна,  причем  на  нескольких  уровнях.  Прежде  всего,  это  едва  ли  не  первое  полотно  в  США,  где  негры  находятся  не  на  краю  поля  зрения,  а  в  его  центре,  и  вообще  являются  единственными  фигурами,  такие  как  бы  "трое  в  лодке,  не  считая  коняки".  Это  -  символ  фундаментального  сдвига  не  только  в  искусстве,  но  в  обществе,  болезненного  и  кровопролитного,  буквальная  де-маргинализация,  перенос  с  края  полотна  и  жизни  в  их  центр.  Еще  один  документальный  аспект  -  белый  носок  на  бабке  лошади;  среди  американских  барышников  того  времени  бытовало  поверье,  что  количество  и  размер  таких  украшений  свидетельствуют  о  выносливости  животного,  чем  их  меньше  (нет  совсем),  тем  лучше.  У  этой  лошади  -  один  маленький  белый  носок;  значит,  это  -  дорогое  животное,  украденное  из  хорошей  конюшни,  а  негр,  скорее  всего,  состоял  при  нем  конюхом  и  вообще  разбирался  в  лошадях,  раз  выбрал  его  для  семейного  побега:  Боливар  двоих,  а  тем  более  троих  не  вынесет,  если  он  в  белых  носках,  а  тем  более  -  в  гольфах.

Но  Истман  Джонсон  -  художник,  как  и  Квентин  Тарантино,  и  потому  не  ограничился  одной  лишь  сухой  констатацией  фактов.  Положения  голов  всадников  -  это  символы:  глава  семьи  смотрит  вперед,  в  светлое  свободное  будущее;  его  жена  -  назад,  в  темное  рабское  прошлое;  ребенок  смотрит  вниз,  переживая  опасное  приключение  настоящего.  Таким  образом,  полотно  -  тоже  нравственный  документ  и  метафора  жизни,  иначе  говоря,  искусство.

...у  меня  такое  чувство,  что  Квентин  Тарантино  и  Истман  Джонсон  много  и  интересно  говорили  обо  всем  этом.  Покойный  Берлиоз,  наверное,  возразил  бы,  что  никто  не  может  подтвердить,  что  такой  разговор  происходил  на  самом  деле.  Но  у  меня  полное  ощущение,  что  "это  может  кто  подтвердить",  что  я  сам,  лично  присутствовал  при  этом  разговоре!  -  в  искусстве  такое  очень  даже  возможно.

май  2020  г.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=874659
Рубрика: Лірика кохання
дата надходження 05.05.2020
автор: Максим Тарасівський