Неопровержимое доказательство

В  топонимике  моего  херсонского  детства  было  место,  которое  именовалось  «здесь  раньше  жили  цыгане»  -  два-три  заброшенных  домика,  с  выбитыми  окнами  и  дверями,  в  которых  и  в  самом  деле  никто  не  жил.  Стояли  они  в  «частном  секторе»  за  моим  многоэтажным  домом,  который  оказался  последним  рубежом  урбанизации:  за  него  Херсон  с  70-х  годов  ХХ  века  так  и  не  продвинулся.  Частный  сектор  пролегал  от  нашего  дома  до  и  вдоль  тогда  еще  полноводной  и  многорыбной  реки  Веревчины.  Вот  в  этот  частный  сектор  и  вот  на  берег  этой  речки  я  и  ходил  гулять,  как  и  все  окрестные  мальчишки.  Но  вся  штука  в  том,  что  у  меня  сохранилось  одно  воспоминание  о  тех  временах,  когда  цыгане  еще  жили  в  тех  домиках  –  я  помнил,  что  повстречал  их,  а  они  зазвали  меня  к  себе  в  гости.

Воспоминание  это,  признаюсь,  довольно  смутное,  но  не  по  размытости  деталей,  а  по  освещенности.  Я  помню  темные  комнаты,  такие  темные,  как  будто  их  стены  и  потолки  не  выбелены  известью,  а  вычернены  копотью;  комнат  было  много,  они  шли  одна  за  другой,  целые  анфилады  темных  комнат,  так  что  домики  цыган  внутри  оказались  гораздо  больше,  чем  казались  снаружи,  как  магические  палатки  волшебников  Роулинг.  А  может,  эти  домики  как-то  хитро  соединялись  друг  с  другом,  и  по  их  трем-четырем  комнатам  можно  было  бродить  бесконечно,  можно  было  затеряться,  пропасть,  сгинуть  и  никогда  не  вернуться,  если  тебя  не  подхватит  чья-то  участливая  рука.  Подхватит  и  потянет  к  столу,  а  точнее,  к  уставленному  тарелками  ковру,  вокруг  которого  собралось  полным-полно  людей  –  все  смуглые,  улыбчивые,  белозубые,  говорят  непонятно,  смеются  ласково,  дергают,  угощают  наперебой,  кто  конфетой,  а  кто  варевом  из  огромного  черного  котла,  под  которым  багровеет  жар…

А  дальше  про  цыган  ничего  не  было,  дальше  они  из  моей  детской  памяти  исчезают  совсем.  Я  даже  начал  малодушно  подозревать,  что  это  какие-то  вымышленные  мною  цыгане,  комнаты  и  котлы,  или  увиденные  во  сне,  а  может  быть,  даже  не  выдуманные  или  сновидческие,  а  вычитанные  где-нибудь:  цыган  на  нашей  окраине  совсем  нет,  а  в  целом  городе  их  всего-ничего,  далеко  не  табор.  Да  и  вообще,  было  бы  довольно  странно,  если  бы  3-х-  или  даже  5-летний  малыш  хаживал  в  гости  к  цыганам,  людям  таинственным,  как  бы  не  вполне  регулярным  и,  наверное,  на  всякое  способным.  Стоило  мне  об  этом  подумать  в  таком  ключе,  как  я  содрогнулся;  мороз  побежал  у  меня  по  коже:  мне  вспомнились  похищенный  шарманщиком  Павлик  Бачей,  из  которого  чуть  не  сделали  маленького  акробата,  и  строки  из  Александра  Кабанова  о  той  же  опасности:

Так  пускай  меня,  ай-не-не,  украдут  цыгане,
Продадут  в  бродячий  цирк  лилипутов,
Буду  ездить  пьяненьким  на  шарабане,
Всё  на  свете  взрослое  перепутав.
Воспитают  заново,  как  младенца,
Завернут  в  наждачные  полотенца,
Вот  он  –  ослепительный  Крибле-Крабле,
Руки  –  ножницы,  ноги  –  кривые  сабли.

Но  потом  я  обнаружил  вещественное  доказательство.  Хотя  прошло  более  40  лет,  я  узнал  его  сразу,  с  первого  взгляда.  Это  был  такой  же  –  или  даже  тот  же?!  –  котёл,  из  которого  меня  угощали  цыгане.  Дело  было  в  Будапеште:  котёл  стоял  под  звездным  небом  прямо  на  какой-то  исторической  площади,  окруженной  готическими  зданиями,  под  ним  багровел  жар,  а  на  дне  котла  ворчал  и  как-то  иронически  булькал  паприкаш.  Ирония  и  в  самом  деле  не  зря  звучала  в  голосе  этого  супа:  сначала  он  остановил  мне  дыхание  своей  испепеляющей  остротой,  а  затем,  когда  я  раздышался  и  распробовал,  накормил  меня  даже  не  до  отвала  и  не  досыта,  а  допьяна.  Я  шел  в  свой  отель,  пошатываясь,  точь-в-точь,  как  я  возвращался  домой  после  цыганского  угощения,  и  в  голове  моей  оживало  то  давнее  воспоминание  или  сновидение  и  мешалось  с  где-то  прочитанным.  Какой-то  румын  с  дикими  глазами  нес  на  плече  медный  котел,  по  которому  все  считали  своей  обязанностью  постучать  кнутовищем,  попробовать,  хороша  ли  румынская  медь.  Эх,  нет  у  меня  кнутовища!

Однако  сомнения  все  же  оставались;  так  и  существовало  это,  не  то  воспоминание,  не  то  сон,  в  самом  неопределенном  положении,  пока  я  не  наткнулся  на  некую  статью.  Оказалось,  под  1978-м  годом  в  Херсоне  произошло  убийство  в  драке  на  танцплощадке.  Дрались  там  постоянно,  однако  существовал  некий  кодекс,  который  запрещал  ножи  и  кастеты,  но  якобы  некий  цыган  пришел  на  танцплощадку  с  ножом,  с  кем-то  повздорил  и  выхватил  свой  запрещенный  нож.  Утверждалось,  что  похороны  потерпевшего  превратились  в  массовое  шествие,  которое  по  центральным  улицам  города  двинулось  к  обкому  партии.  В  СССР  образца  70-х  годов  это  было  неслыханное,  даже  невообразимое  ЧП!  –  и  в  итоге  цыгане  из  Херсона  в  два  дня  исчезли,  их  вроде  бы  «перекочевали»,  кого  в  Николаев,  кого  куда-то  еще.

Так  херсонские  цыгане  внезапно  обрели  историческую  достоверность  –  однако  с  теми,  «моими  цыганами»  всё  еще  оставалась  проблема.  Сами  понимаете,  драка  на  танцплощадке  имеет  мало  общего  с  варевом  из  котла  –  мне  нужно  было  какое-то  веское,  окончательное  доказательство.  И  однажды  такое  доказательство  нашлось.

Обнаружилось  оно  у  моего  херсонского  земляка,  уже  упомянутого  здесь  и  процитированного.  Стихотворением  «Слободка»  Александр  Кабанов  сообщил  мне  вот  что:

Самый  дальний  край  херсонской  слободки,
в  овраге  –  цыганский  табор,
багульник,  чертополох,  камыш,
выбритые  до  синевы  скулы  и  подбородки
домов,  шиферные  шевелюры  крыш.

Ага!  –  возликовал  я,  вновь  ощутив  испепеляющую  остроту  и  опьяняющую  сытность  венгерско-цыганского  варева.  Вот  оно  –  неопровержимое  доказательство.  В  нём  было  всё:  и  целый  табор  цыган,  и  наша  окраина,  и  камыш  на  Веревчине,  и  шиферные  шевелюры  крыш,  и  даже  наш  овраг!  –  да  это  же  тот  самый  овраг,  грандиозный,  как  Гран-Каньон,  который  по  сей  день  тянется  вдоль  всего  нашего  дома  и  делит  местность  на  «город»  и  «пригород»,  на  «двор»  и  «за  домом»,  где  и  проживали  мои  гостеприимные  цыгане.  Этот  овраг,  возможно,  был  первой  замеченной  мной  приметой  местности  –  потому-то  он  и  появляется  в  первой  главе  моей  книги  о  детстве  «Димкины  хроники»,  в  «Дискоболе»,  в  котором  главному  герою  4  года  (то  есть  дело  было  в  1979-м).  Значит,  «мои  цыгане»  все-таки  существовали!  –  а  с  учетом  той  статьи,  они  случились  раньше,  на  год-полтора  раньше  приключения  с  дискоболом,  и  не  позднее  1978  года,  то  есть  когда  мне  было  3  года,  и  воспоминания  мои  не  обязаны  были  быть  сплошными  и  отчетливыми.

Главное  же  доказательство  –  даже  не  приметы  местности,  совпадение  дат,  наличие  мотива  и  возможности  и  обнаруженный  в  Будапеште  котёл;  главное  –  все-таки  чувства,  которые  я  испытал,  прочитав  ту  строфу.  Я  пережил  то  своё  детское  приключение,  пережил  и  прожил  его  в  полной  мере,  и  неважно,  заново  или  впервые.  Если  бы  я  не  нашёл  в  сети  упоминаний  о  той  драматической  истории,  если  бы  её  вовсе  никогда  не  происходило  –  теперь  это  не  имело  значения.  Даже  если  я  и  в  самом  деле  никогда  не  ходил  в  гости  к  цыганам  и  никогда  не  угощался  из  их  котла  –  теперь  это  уже  всё  равно:  одной  поэтической  строфы  оказалось  достаточно,  чтобы  «стало  так».

Было  ли  моё  маленькое  приключение  сновидением,  выдумкой  или  воспоминанием  о  них,  теперь  уже  неважно.  Теперь  «фиктивная  реальность  и  реальность  фикции»  неразличимы,  теперь  это  уже  просто  –  реальность.

VI.2021

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=917695
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 24.06.2021
автор: Максим Тарасівський