Сергей Довлатов однажды упомянул редактора, который вставил слово "почти" в утверждение, что "со времен Аристотеля мозг человеческий [почти] не изменился". Я думаю, что вполне можно было обойтись без почти: штука ведь не в том, изменился ли мозг, а в том, изменился ли образ мыслей его обладателя. А здесь мы видим просто-таки тектонические сдвиги, тем более удивительные, что происходят они без органических изменений самого мозга. Помню дискуссию о сказках, в которой мой оппонент категорически требовал изъятия из библиотек сказки Андерсена "Свинопас": в ней, мол, принцессу изгоняют из дворца не за глупость и высокомерие, а за гендерную принадлежность. Андерсен, слава Богу, еще на месте, но из американских изданий "Приключений Тома Сойера" будто бы уже вычеркивают слова "nigger" и "injun". Вот и думай, что в большей степени определяет работу нашего мозга: его строение или информация, знания, идеи и эмоции.
Или вот еще пример - как это влияет на такую сферу как расследование преступлений. Артур Конан Дойл устами доктора Уотсона упоминает несколько дел из обширной практики Шерлока Холмса, которые великому детективу так и не удалось раскрыть. Среди них - случай Джеймса Филлимора (или Филимора), "который, вернувшись домой за зонтиком, бесследно исчез" ("Загадка Торского моста"). "Бесследно" - значит, даже Холмс не смог обнаружить следов, а больше нам об этом случае ничего неизвестно, чертовщина какая-то! - Но, если помните, Холмс всегда и категорически отвергал вмешательство любых сверхъестественных сил даже в самых загадочных случаях. Думаю, что и в случае Филлимора он скорее бы признал свое поражение, чем такое вмешательство (и в 50-х годах ХХ века последователи Дойла благополучно "раскрыли" это дело как "Загадку в Хейгейте", позволив Холмсу "проглядеть" улику вначале расследования, но все-таки найти ее чуть позже). В конце концов, Холмс верит только в посюстороннего злодея, ищет его только в этом мире и находит - или дело остается нераскрытым навсегда, точка, вот она - .
Я неслучайно взял дело пропавшего Джеймса Филлимора: во времена Аристотеля имел место аналогичный случай, и благодаря этому мы можем узнать, как человеческий мозг тогда работал - (почти) такой же, как наш или Холмса. Итак, в самом начале V века до нашей эры в Астипалее, колонии Мегары, жил кулачный боец по имени Клеомед. Росту он бы гигантского, а нрава - вспыльчивого, даже агрессивного, и потому прославился Клеомед не столько атлетическими достижениями, сколько хулиганскими выходками. В 492 г. до н.э. Клеомед решил поправить репутацию, принес в жертву Аполлону белого быка и отправился на Олимпийские игры (своих чемпионов эллины неистово чтили). На играх Клеомед состязался с Икком из Эпидавра и убил его, якобы случайно, однако с этим утверждением согласны не все античные авторы. Так, Евсевий Кессарийский сообщает, что Клеомед ударом кулака пробил грудную клетку Икка и вырвал тому легкие. Случайным такое ранение и спортивным такое поведение назвать затруднительно - и судьи объявили, что удар нанесен против правил, и не признали победу Клеомеда.
Как вы уже знаете, он был вспыльчив - и, вероятно, эта вспыльчивость носила патологический характер. И Плутарх, и Павсаний сообщают вот что: от сильного волнения Клеомед сошел с ума. Он вернулся в родную Астипалею, вбежал в гимнасиум (спорт-зал) и принялся трясти колонну, на которую опиралась кровля (или даже свалил эту колонну ударом кулака). А в это время в гимнасиуме занималось спортом 60 мальчишек, и многие из них погибли. Разгневанные астипалейцы похватали камни, чтобы побить ими Клеомеда, но он, даром что лишился рассудка, укрылся от мстителей в храме Афины - ведь убийство в храме было тягчайшим грехом.
Но они последовали за ним и в храм, потрясая булыжниками и призывая смерть на голову Клеомеда. Тогда он спрятался в ларце, бывшем в храме, и так крепко держал его крышку изнутри, что как ни бились астипалейцы, поднять эту крышку они не смогли. Тогда позвали плотников, те сломали деревянные части ларца, его стенки распались... - ларец был пуст! Эллины "не нашли там Клеомеда ни живым, ни мертвым", утверждает Павсаний; "Клеомеда ни живым, ни мертвым не обнаружили", поддерживает Плутарх.
Шерлок Холмс, вероятно, собрал бы улики, выдвинул версию(-и) и либо нашел пропавшего, либо признал поражение. Дела бы никакого не было, и в записках доктора Уотсона рядом с именем Джеймса Филлимора появилось бы имя Клеомеда. Но греки, чей мозг был устроен (почти) так же, как мозг Шерлока, думали по-другому. Они отправились в Дельфы и спросили пифию, где Клеомед, а та ответила им вот что:
Это последний герой, Клеомед из Астипалеи,
Жертвы ему принесите, зане уже он не из смертных.
И можете не сомневаться, что жертвы Клеомеду приносили - его культ в Астипалее и за ее пределами просуществовал 700 лет. Таким образом, он своего добился, репутация его была не просто поправлена, она была кардинально изменена, из смертного он превратился в героя, да еще и последнего героя Эллады. Герой! - шутка ли, зане уже он не из смертных, то сын он какого-то бога (точно не Зевса, который после рожденья Геракла прекратил свои евгенические эксперименты с земными женщинами). Как знать, может, оракул причислил бы к героям и Джеймса Филлимора, но увы: он закрыт с 391 г., так что обращаться Шерлоку было некуда, а Клеомед, упустив титул чемпиона, сохраняет статус героя - и героя последнего.
Представим теперь, что Шерлок Холмс не англичанин и наш (почти) современник, а эллин V века до нашей эры, причем занят он в Элладе своим излюбленным делом - расследованием преступлений и разгадыванием загадок (за последнее он вполне мог бы заслужить статус героя, как, например, отгадыватель загадок Эдип). Пифия так и не сказала, куда подевался Клеомед, - и теперь слово за Шерлоком. А он бы точно взялся за такое загадочное дело! - да и Клеомед в каком-то смысле коллега Холмса, ведь он кулачный боец, то есть боксер, как и Шерлок. В архиве Уотсона это было бы второе дело, связанное "со здоровым и чистым миром спорта" (первое - "Пропавший регбист", раскрыто). Снова таки, с еще одним миром, клерикальным, Холмс имел дело лишь однажды, и мы не знаем никаких подробностей: пресловутые Ватиканские камеи и стремление великого детектива угодить Папе лишь упоминаются в "Собаке Баскервилей", но и только. По всему выходит, что это дело должно было заинтересовать мистера Холмса.
Итак, думает он, Клеомед укрылся от преследователей в храме Афины - ведь убийство там осквернило бы храм, и всякого рода злодеи и беглецы то и дело находили в храмах пусть временное, но все-таки убежище (там их даже арестовать было нельзя). Однако преследователи были слишком обозлены - и прежними выходками Клеомеда, и только что совершенным массовым убийством мальчиков - что ринулись за ним, наплевав на все и всяческие запреты. Клеомед прыгает в ларец, запирается в нем и исчезает. Куда он мог подеваться?
Потайного люка под ларцом нет. Если в ларце и было двойное дно, то его сломали. Затеряться в толпе преследователей Клеомед не мог - он был выше сограждан на две головы. Потайных комнат в храме нет, он обыскан до последней щели. Вычеркнув эти возможности, далее эллинский Шерлок рассуждал бы, наверное, так: пусть люди были готовы осквернить храм убийством, но Афина-то, которой храм посвящен, вполне могла вмешаться и не допустить такого святотатства. Ей даже пришлось вмешаться: она слишком хорошо знала ушлых греков. Они были мастера нарушать закон так, чтобы предъявить им было нечего. Например, спартанский полководец Павсаний, обвиненный в предательстве в пользу персов, укрылся в храме Афины Меднодомной - и греки не стали его арестовывать или казнить у алтаря, чтобы не злить Афину и не навлекать на себя ее месть. Они заложили камнями двери (по легенде, первый камень для этого принесла мать предателя), разобрали крышу и сверху следили за Павсанием. Через несколько дней он потерял сознание от жажды и голода, и греки вынесли его из храма (он вскоре умер, и казнить его не пришлось). Вот и имей дело с такими хитроумными эдипами одиссеевичами! - но Афина это именно та богиня, которая могла с ними потягаться на равных, ведь ее главная супер-способность - мудрость. Кроме того, Афина, как и все прочие олимпийцы, была злопамятна и мстительна (таковы, вероятно, были сами греки).
Таким образом, Шерлоку следовало бы учесть изобретательность сограждан, мудрость и мстительность Афины и заключить, что это богиня во избежание гибридного нарушения эллинами своего священного закона изъяла Клеомеда из ларца, лично или через какого-то ловкого специалиста, вроде Гермеса, вора высшей квалификации. Клеомед очень кстати влез в ларец, естественным образом на время исчезнув с глаз сограждан (в отличие от Павсания, за которым все время наблюдали). А дальше - дело техники: взломав ларец, суеверные эллины либо в ужасе разбегутся и пойдут сочинять мифы о Клеомеде, либо - что скорее всего - поедут в Дельфы к оракулу (а это сфера влияния Аполлона). Здесь у Афины тоже все схвачено: во-первых, Аполлон - ее брат по отцу, Зевсу; во-вторых, храм Аполлона в Дельфах, где сидит пифия, построила сама Афина (при технической поддержке Гефеста); в-третьих, под стенами Трои богиня однажды уступила Аполлону, так что он ей был кое-чем обязан; в-четвертых, Клеомед только что принес в жертву Аполлону белого быка, тоже не лишь бы что. Вуаля, то есть эврика: Афина восхищает Клеомеда из ларца и отправляет его на о.Левка, к остальным героям, или прямиком в Аид; кровь в храме не проливается; пифия по указке Аполлона объявляет Клеомеда героем; а злонамеренные астипалейцы за покушение на осквернение храма покараны довольно изощренным образом, и 700 лет они будут приносить жертвы безумцу и убийце своих детей.
Доказательств, разумеется, нет, но по таким делам они и не требуются.
Дело закрыто.
II.2022
адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=939266
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 05.02.2022
автор: Максим Тарасівський