Загадка Астипалейского ларца

Сергей  Довлатов  однажды  упомянул  редактора,  который  вставил  слово  "почти"  в  утверждение,  что  "со  времен  Аристотеля  мозг  человеческий  [почти]  не  изменился".  Я  думаю,  что  вполне  можно  было  обойтись  без  почти:  штука  ведь  не  в  том,  изменился  ли  мозг,  а  в  том,  изменился  ли  образ  мыслей  его  обладателя.  А  здесь  мы  видим  просто-таки  тектонические  сдвиги,  тем  более  удивительные,  что  происходят  они  без  органических  изменений  самого  мозга.  Помню  дискуссию  о  сказках,  в  которой  мой  оппонент  категорически  требовал  изъятия  из  библиотек  сказки  Андерсена  "Свинопас":  в  ней,  мол,  принцессу  изгоняют  из  дворца  не  за  глупость  и  высокомерие,  а  за  гендерную  принадлежность.  Андерсен,  слава  Богу,  еще  на  месте,  но  из  американских  изданий  "Приключений  Тома  Сойера"  будто  бы  уже  вычеркивают  слова  "nigger"  и  "injun".  Вот  и  думай,  что  в  большей  степени  определяет  работу  нашего  мозга:  его  строение  или  информация,  знания,  идеи  и  эмоции.

Или  вот  еще  пример  -  как  это  влияет  на  такую  сферу  как  расследование  преступлений.  Артур  Конан  Дойл  устами  доктора  Уотсона  упоминает  несколько  дел  из  обширной  практики  Шерлока  Холмса,  которые  великому  детективу  так  и  не  удалось  раскрыть.  Среди  них  -  случай  Джеймса  Филлимора  (или  Филимора),  "который,  вернувшись  домой  за  зонтиком,  бесследно  исчез"  ("Загадка  Торского  моста").  "Бесследно"  -  значит,  даже  Холмс  не  смог  обнаружить  следов,  а  больше  нам  об  этом  случае  ничего  неизвестно,  чертовщина  какая-то!  -  Но,  если  помните,  Холмс  всегда  и  категорически  отвергал  вмешательство  любых  сверхъестественных  сил  даже  в  самых  загадочных  случаях.  Думаю,  что  и  в  случае  Филлимора  он  скорее  бы  признал  свое  поражение,  чем  такое  вмешательство  (и  в  50-х  годах  ХХ  века  последователи  Дойла  благополучно  "раскрыли"  это  дело  как  "Загадку  в  Хейгейте",  позволив  Холмсу  "проглядеть"  улику  вначале  расследования,  но  все-таки  найти  ее  чуть  позже).  В  конце  концов,  Холмс  верит  только  в  посюстороннего  злодея,  ищет  его  только  в  этом  мире  и  находит  -  или  дело  остается  нераскрытым  навсегда,  точка,  вот  она  -  .

Я  неслучайно  взял  дело  пропавшего  Джеймса  Филлимора:  во  времена  Аристотеля  имел  место  аналогичный  случай,  и  благодаря  этому  мы  можем  узнать,  как  человеческий  мозг  тогда  работал  -  (почти)  такой  же,  как  наш  или  Холмса.  Итак,  в  самом  начале  V  века  до  нашей  эры  в  Астипалее,  колонии  Мегары,  жил  кулачный  боец  по  имени  Клеомед.  Росту  он  бы  гигантского,  а  нрава  -  вспыльчивого,  даже  агрессивного,  и  потому  прославился  Клеомед  не  столько  атлетическими  достижениями,  сколько  хулиганскими  выходками.  В  492  г.  до  н.э.  Клеомед  решил  поправить  репутацию,  принес  в  жертву  Аполлону  белого  быка  и  отправился  на  Олимпийские  игры  (своих  чемпионов  эллины  неистово  чтили).  На  играх  Клеомед  состязался  с  Икком  из  Эпидавра  и  убил  его,  якобы  случайно,  однако  с  этим  утверждением  согласны  не  все  античные  авторы.  Так,  Евсевий  Кессарийский  сообщает,  что  Клеомед  ударом  кулака  пробил  грудную  клетку  Икка  и  вырвал  тому  легкие.  Случайным  такое  ранение  и  спортивным  такое  поведение  назвать  затруднительно  -  и  судьи  объявили,  что  удар  нанесен  против  правил,  и  не  признали  победу  Клеомеда.

Как  вы  уже  знаете,  он  был  вспыльчив  -  и,  вероятно,  эта  вспыльчивость  носила  патологический  характер.  И  Плутарх,  и  Павсаний  сообщают  вот  что:  от  сильного  волнения  Клеомед  сошел  с  ума.  Он  вернулся  в  родную  Астипалею,  вбежал  в  гимнасиум  (спорт-зал)  и  принялся  трясти  колонну,  на  которую  опиралась  кровля  (или  даже  свалил  эту  колонну  ударом  кулака).  А  в  это  время  в  гимнасиуме  занималось  спортом  60  мальчишек,  и  многие  из  них  погибли.  Разгневанные  астипалейцы  похватали  камни,  чтобы  побить  ими  Клеомеда,  но  он,  даром  что  лишился  рассудка,  укрылся  от  мстителей  в  храме  Афины  -  ведь  убийство  в  храме  было  тягчайшим  грехом.

Но  они  последовали  за  ним  и  в  храм,  потрясая  булыжниками  и  призывая  смерть  на  голову  Клеомеда.  Тогда  он  спрятался  в  ларце,  бывшем  в  храме,  и  так  крепко  держал  его  крышку  изнутри,  что  как  ни  бились  астипалейцы,  поднять  эту  крышку  они  не  смогли.  Тогда  позвали  плотников,  те  сломали  деревянные  части  ларца,  его  стенки  распались...  -  ларец  был  пуст!  Эллины  "не  нашли  там  Клеомеда  ни  живым,  ни  мертвым",  утверждает  Павсаний;  "Клеомеда  ни  живым,  ни  мертвым  не  обнаружили",  поддерживает  Плутарх.

Шерлок  Холмс,  вероятно,  собрал  бы  улики,  выдвинул  версию(-и)  и  либо  нашел  пропавшего,  либо  признал  поражение.  Дела  бы  никакого  не  было,  и  в  записках  доктора  Уотсона  рядом  с  именем  Джеймса  Филлимора  появилось  бы  имя  Клеомеда.  Но  греки,  чей  мозг  был  устроен  (почти)  так  же,  как  мозг  Шерлока,  думали  по-другому.  Они  отправились  в  Дельфы  и  спросили  пифию,  где  Клеомед,  а  та  ответила  им  вот  что:
Это  последний  герой,  Клеомед  из  Астипалеи,
Жертвы  ему  принесите,  зане  уже  он  не  из  смертных.

И  можете  не  сомневаться,  что  жертвы  Клеомеду  приносили  -  его  культ  в  Астипалее  и  за  ее  пределами  просуществовал  700  лет.  Таким  образом,  он  своего  добился,  репутация  его  была  не  просто  поправлена,  она  была  кардинально  изменена,  из  смертного  он  превратился  в  героя,  да  еще  и  последнего  героя  Эллады.  Герой!  -  шутка  ли,  зане  уже  он  не  из  смертных,  то  сын  он  какого-то  бога  (точно  не  Зевса,  который  после  рожденья  Геракла  прекратил  свои  евгенические  эксперименты  с  земными  женщинами).  Как  знать,  может,  оракул  причислил  бы  к  героям  и  Джеймса  Филлимора,  но  увы:  он  закрыт  с  391  г.,  так  что  обращаться  Шерлоку  было  некуда,  а  Клеомед,  упустив  титул  чемпиона,  сохраняет  статус  героя  -  и  героя  последнего.

Представим  теперь,  что  Шерлок  Холмс  не  англичанин  и  наш  (почти)  современник,  а  эллин  V  века  до  нашей  эры,  причем  занят  он  в  Элладе  своим  излюбленным  делом  -  расследованием  преступлений  и  разгадыванием  загадок  (за  последнее  он  вполне  мог  бы  заслужить  статус  героя,  как,  например,  отгадыватель  загадок  Эдип).  Пифия  так  и  не  сказала,  куда  подевался  Клеомед,  -  и  теперь  слово  за  Шерлоком.  А  он  бы  точно  взялся  за  такое  загадочное  дело!  -  да  и  Клеомед  в  каком-то  смысле  коллега  Холмса,  ведь  он  кулачный  боец,  то  есть  боксер,  как  и  Шерлок.  В  архиве  Уотсона  это  было  бы  второе  дело,  связанное  "со  здоровым  и  чистым  миром  спорта"  (первое  -  "Пропавший  регбист",  раскрыто).  Снова  таки,  с  еще  одним  миром,  клерикальным,  Холмс  имел  дело  лишь  однажды,  и  мы  не  знаем  никаких  подробностей:  пресловутые  Ватиканские  камеи  и  стремление  великого  детектива  угодить  Папе  лишь  упоминаются  в  "Собаке  Баскервилей",  но  и  только.  По  всему  выходит,  что  это  дело  должно  было  заинтересовать  мистера  Холмса.

Итак,  думает  он,  Клеомед  укрылся  от  преследователей  в  храме  Афины  -  ведь  убийство  там  осквернило  бы  храм,  и  всякого  рода  злодеи  и  беглецы  то  и  дело  находили  в  храмах  пусть  временное,  но  все-таки  убежище  (там  их  даже  арестовать  было  нельзя).  Однако  преследователи  были  слишком  обозлены  -  и  прежними  выходками  Клеомеда,  и  только  что  совершенным  массовым  убийством  мальчиков  -  что  ринулись  за  ним,  наплевав  на  все  и  всяческие  запреты.  Клеомед  прыгает  в  ларец,  запирается  в  нем  и  исчезает.  Куда  он  мог  подеваться?

Потайного  люка  под  ларцом  нет.  Если  в  ларце  и  было  двойное  дно,  то  его  сломали.  Затеряться  в  толпе  преследователей    Клеомед  не  мог  -  он  был  выше  сограждан  на  две  головы.  Потайных  комнат  в  храме  нет,  он  обыскан  до  последней  щели.  Вычеркнув  эти  возможности,  далее  эллинский  Шерлок  рассуждал  бы,  наверное,  так:  пусть  люди  были  готовы  осквернить  храм  убийством,  но  Афина-то,  которой  храм  посвящен,  вполне  могла  вмешаться  и  не  допустить  такого  святотатства.  Ей  даже  пришлось  вмешаться:  она  слишком  хорошо  знала  ушлых  греков.  Они  были  мастера  нарушать  закон  так,  чтобы  предъявить  им  было  нечего.  Например,  спартанский  полководец  Павсаний,  обвиненный  в  предательстве  в  пользу  персов,  укрылся  в  храме  Афины  Меднодомной  -  и  греки  не  стали  его  арестовывать  или  казнить  у  алтаря,  чтобы  не  злить  Афину  и  не  навлекать  на  себя  ее  месть.  Они  заложили  камнями  двери  (по  легенде,  первый  камень  для  этого  принесла  мать  предателя),  разобрали  крышу  и  сверху  следили  за  Павсанием.  Через  несколько  дней  он  потерял  сознание  от  жажды  и  голода,  и  греки  вынесли  его  из  храма  (он  вскоре  умер,  и  казнить  его  не  пришлось).  Вот  и  имей  дело  с  такими  хитроумными  эдипами  одиссеевичами!  -  но  Афина  это  именно  та  богиня,  которая  могла  с  ними  потягаться  на  равных,  ведь  ее  главная  супер-способность  -  мудрость.  Кроме  того,  Афина,  как  и  все  прочие  олимпийцы,  была  злопамятна  и  мстительна  (таковы,  вероятно,  были  сами  греки).

Таким  образом,  Шерлоку  следовало  бы  учесть  изобретательность  сограждан,  мудрость  и  мстительность  Афины  и  заключить,  что  это  богиня  во  избежание  гибридного  нарушения  эллинами  своего  священного  закона  изъяла  Клеомеда  из  ларца,  лично  или  через  какого-то  ловкого  специалиста,  вроде  Гермеса,  вора  высшей  квалификации.  Клеомед  очень  кстати  влез  в  ларец,  естественным  образом  на  время  исчезнув  с  глаз  сограждан  (в  отличие  от  Павсания,  за  которым  все  время  наблюдали).  А  дальше  -  дело  техники:  взломав  ларец,  суеверные  эллины  либо  в  ужасе  разбегутся  и  пойдут  сочинять  мифы  о  Клеомеде,  либо  -  что  скорее  всего  -  поедут  в  Дельфы  к  оракулу  (а  это  сфера  влияния  Аполлона).  Здесь  у  Афины  тоже  все  схвачено:  во-первых,  Аполлон  -  ее  брат  по  отцу,  Зевсу;  во-вторых,  храм  Аполлона  в  Дельфах,  где  сидит  пифия,  построила  сама  Афина  (при  технической  поддержке  Гефеста);  в-третьих,  под  стенами  Трои  богиня  однажды  уступила  Аполлону,  так  что  он  ей  был  кое-чем  обязан;  в-четвертых,  Клеомед  только  что  принес  в  жертву  Аполлону  белого  быка,  тоже  не  лишь  бы  что.  Вуаля,  то  есть  эврика:  Афина  восхищает  Клеомеда  из  ларца  и  отправляет  его  на  о.Левка,  к  остальным  героям,  или  прямиком  в  Аид;  кровь  в  храме  не  проливается;  пифия  по  указке  Аполлона  объявляет  Клеомеда  героем;  а  злонамеренные  астипалейцы  за  покушение  на  осквернение  храма  покараны  довольно  изощренным  образом,  и  700  лет  они  будут  приносить  жертвы  безумцу  и  убийце  своих  детей.

Доказательств,  разумеется,  нет,  но  по  таким  делам  они  и  не  требуются.
Дело  закрыто.

II.2022

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=939266
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 05.02.2022
автор: Максим Тарасівський