О моем папе. Памятная заметка. Проза

О  [url="https://www.poetryclub.com.ua/author.php?id=1003278"]моем  папе[/url]

Памятная  заметка.

Когда  я  родилась,  папа  хотел  назвать  меня  Настей.  Мама  решила  назвать  меня  в  честь  бабушки,  ее  мамы  –  так  меня  и  назвали.  Папа  совсем  не  был  против,  но  всю  жизнь  придумывал  мне  шуточные  имена.  С  самого  моего  детства.  Одно  время  я  была  на  китайский  манер  Нифинмюнь.  (Правильнее,  наверное,  было  бы  Ни  Фин  Мюнь,  но  нас  это  не  занимало).  В  детстве  я  была  Ласточкой,  а  в  последнее  время  Зяблик,  и  еще,  уж  я  не  знаю,  почему  –Турбасик.
Папа  родился  в  восточноукраинском  городе  Енакиево.  Это  –  провинциальный  город,  но  знаменит  как  место  рождения  нескольких  исторических  личностей  разного  масштаба.  Потом  семья  переехала,  и  до  18  лет  папа  жил  в  городе  Каменце-Подольском.  Это  –  город  на  юго-западе  Украины,  с  бурной  историей  и  красивым  центром.  (Его  точно  знают  читатели  Генрика  Сенкевича,  независимо  от  национальности).  Туристов  из  разных  стран  там  много.  Папа  Каменец  очень  любил.  
Потом  семья  опять  переехала,  и  благодаря  путешествиям  по  местам  жизни  моего  папы  у  меня  появились  такие  разные  воспоминания  как  донбасские  терриконы  (это  такие  искусственные  горы,  которые  образуются  там,  где  есть  разработка  полезных  ископаемых,  выглядят  довольно  величественно)  и  каменец-подольская  Старая  Крепость.  
Я  -  ребенок  от  второго  брака  моего  папы  (и,  точнее,  устроивший  его  второй  брак  перспективой  своего  появления,  но  –  от  любви),  от  первого  у  него  детей  не  было.  Мама  и  папа  -  люди  очень  разные  и,  наверное,  поэтому  у  них  получилась  такая  я.  (Какая  есть).  
Папа  закончил  МФТИ,  защитил  кандидатскую  и  докторскую  диссертации.  Научная  карьера  далась  ему  тяжело,  и  он  рассказывал  мне  много  историй  о  сложностях,  которые  могут  возникнуть  в  научной  деятельности  не  по  твоей  вине  –  чтобы  я  к  своим  сложностям  относилась  легче.
Научную  карьеру  делать  –  то  есть  диссертации  защищать  –  папа  стал  благодаря  желанию  и  поддержке  мамы.  Сам  он  считал,  что  главное  –  от  того,  что  делаешь,  получать  удовольствие.  А  удовольствие  можно  получать  независимо  от  масштабов  результата  –  в  особенности  потому,  что  масштабы  не  зависят  только  от  твоей  деятельности,  могут  зависеть  еще  и  от  других  причин.  Звучит  не  очень  практично…но  утешительно.
Папа  -  автор  двадцати  научных  книг,  публиковавшихся  и  дома,  и  за  рубежом.  Докторская  диссертация  у  него  называлась  “Монотонные  методы  выпуклого  программирования”.  Самая  популярная  в  народе  его  книга,  которую  можно  бесплатно  в  Сети  скачать,  –  “Математические  развлечения”.  Это  сборник  занимательных  задач  по  математике,  что  называется  –  для  гимнастики  ума.  Я  там  помогала  сочинять  предисловие,  в  частности  –  придумала  упомянуть  там  среди  тех,  кто  известен  тем,  как  “хорошо  думает”,  лейтенанта  Коломбо  (в  то  время,  когда  книжка  готовилась,  шел  этот  телесериал).  
Главным  местом  работы  папы  был  знаменитый  институт  кибернетики,  в  настоящее  время  -  им.  академика  Глушкова  (там  они  с  мамой  и  познакомились).  Потом  в  эпоху  больших  перемен  папа  сменил  много  работ,  которые,  как  выяснилось,  не  были  его  достойны.  (Даже  если  там  думали  наоборот.  Дело  в  том,  что  папа  очень  ценил  внимание  к  деталям,  а  это  редко  приветствуется  теми,  от  кого  требуется).  Но  он  продолжал  писать  книги.
Написанное  папой  читать  может  быть  нелегко,  не  только  неспециалистам.  Папа  любил  сложные  выражения  и  не  боялся  их.  Меня  он  часто  просил  отредактировать  то,  что  написал.  Я  старалась  помочь,  но  получалось  с  относительным  успехом,  так  как  я  тоже  люблю  сложные  выражения.
Выйдя  на  пенсию  и  получив  возможность  обобщить  опыт  многолетней  научной  деятельности,  папа  написал  большой  сатирический  рассказ  “[url="http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=851232"]Заяц-соискатель[/url]".  Обычно  считается,  что  сатирические  рассказы  лучше  попадают  в  цель,  если  коротки,  но  у  папы,  вследствие  его  внимания  к  деталям,  мог  получиться  только  длинный  рассказ.  Папа  хотел  опубликовать  его  в  каком-нибудь  научно-популярном  издании,  но  подходящего  мы  не  нашли,  и  кончилось  тем,  что  мы  выложили  рассказ  на  литературном  сайте  “Клуб  поэзии”  и  на  Фейсбуке.  Пусть  желающие  читают!  Стараясь  приблизиться  к  совершенству,  сколь  возможно,  папа  много  раз  редактировал  рассказ.
У  папы  были  очень  хорошие  руки.  Когда-то  в  моем  детстве  он  своими  руками  (только  с  помощью  мамы  и  дедушки,  которая  не  могла  быть  большой)  сделал  капитальный  ремонт  в  квартире  –  и  было  это  вскоре  после  чернобыльской  аварии.
Папа  в  молодости  был  спортивным.  Пытался  сделать  спортивной  меня,  но  из  этого  ничего  не  получилось.  (Я  –  мечтательная,  следовательно  –  лежательная).
Папа  водил  машину.  Благодаря  ему,  мы  трое  –  он,  мама  и  я  –  стали  заядлыми  автотуристами,  видели  много,  что  называется,  красивых  видов  и  мест,  достойных  внимания  в  историко-культурном  плане.  Я  обычно  сидела  впереди,  рядом  с  папой,  а  мама  сзади.  Иногда  бывало:  едем  так  втроем,  идет  дождь,  звучит  музыка  и  думаешь  –  только  бы  ехать…  А  все  время  быть  в  машине  нельзя,  должна  быть  еще  и  другая  жизнь.  Да  и  дождь  всегда  не  может  продолжаться.  
Путешествовать  на  самолете  по  Европе  папе  тоже  понравилось.  Он  был  нашим  главным  фотографом  в  путешествиях,  и  в  музеях,  где  можно  было  фотографировать,  мы  с  мамой  нагружали  его  до  того  сильно,  что  он  однажды  даже  заявил,  что  ненавидит  искусство…  Это,  конечно,  была  неправда.  Папа  мог  ненавидеть  искусство  разве  что  как  объект  для  бесконечного  фотографирования.  А  путешествия  папа  много  вспоминал,  в  особенности  Толедо.  Почему?  Я  догадалась  раньше,  чем  он  сказал:  Толедо  похож  на  Каменец.
Из  нас  троих  –  то,  есть,  по  сравнению  с  мамой  и  мной  –  папа  был  наиболее  строгим  художественным  критиком.  Ему,  например,  не  нравился  так,  как  нам,  знаменитый  мультфильм  “Красотка  и  Чудовище”.  Папа  заметил,  что  обитатели  заколдованного  замка  не  столько  хотят  счастья  Принца  и  Белль,  сколько  хотят  сами  расколдоваться.  (Впрочем,  можно  ему  возразить:  для  этого-то  и  нужно  счастье  Принца  и  Белль).  Чтобы  папа  был  в  курсе  моих  интересов,  я  показала  ему  исторический  порносериал  “Тюдоры”  и  исторический  сериал  без  приставок  “Волчий  зал”.  В  “Тюдорах“  эффектный  монарх  Генрих  №8  папе  не  понравился,  зато  понравились  его  дети,  а  из  жен  –  Джейн  Сеймур.  “Волчий  зал”  понравился,  чего  я  и  ожидала.  К  исторической  концепции  там  можно  придираться,  но  фильм  не  примитивный.
Из  художественных  книг  папе  давно  нравилась  “Повесть  о  Ходже  Насреддине”  Леонида  Соловьева.  Так  же,  как  и  дедушке,  маминому  папе.  Я  по  этим  двум  примерам  замечаю,  что  “Повесть“  скорее  нравится  читателям,  чем  читательницам.  Или  это  наш  случай  такой.
Бывало  так:  едем  на  машине,  и  папа  за  рулем  начинает  напевать  что-то  на  манер  среднеазиатской  песни:  «Фердигюююю»  и  в  таком  роде.  Это,  конечно,  всего  лишь  игра  звуков.  Папа  никогда  не  знал  никакого  из  языков  того  региона,  но  напевал,  вспоминая  “Насреддина“,  и  предполагал,  что  это  сказывается  реинкарнация.  Зато  моим  самым  первым  учителем  английского  языка  был  папа.  Сейчас-то  я  уже  много  лучше  него  знаю,  но  первым  учителем  был  он.
У  меня  была  студентка  из  Туркменистана,  Нигара  Хамраева.  С  ее  любезной  помощью  я  сделала  папе  подарок.  Входит  папа  в  комнату,  на  столе  его  ждет  фигурка  Насреддина  на  ослике,  ни  дать,  ни  взять  скульптурный  портрет  самого  Леонида  Соловьева  в  халате  и  чалме,  -    и  моя  записка  от  имени  Насреддина  «Где  здесь  Гуссейн  Гуслия?»  (Так,  если  помните,  в  первой  части  «Повести»  мудреца  зовут.  Он,  правда,  отрицательный,  но  –  неважно.  В  переделке  Леонида  Филатова  он  положительный).  Папа  был  рад,  но  заметил,  что  лучше  бы  записка  была  «Кто  здесь  Гуссейн  Гуслия?»
Папа  очень  любил  классическую  музыку  и  разбирался  в  ней  –  больше,  чем  обычно  ожидается  от  мальчиков  из  провинциальных  городков…  что  еще  раз  подтверждает,  какие  разные  могут  быть  эти  мальчики.  У  него  было  полное  собрание  симфоний  Бетховена  на  грампластинках.  Еще  он  очень  любил  Бориса  Гмырю,  великого  оперного  певца-баса.  К  несчастью,  самую  первую  пластинку  Гмыри  я  нечаянно  испортила,  когда  у  нас  стал  ломаться  проигрыватель  –  нанесла  слишком  сильную  царапину.  Но  потом  мы  приобрели  много  дисков  Гмыри  и  вместе  слушали  их.  Та  пластинка  у  нас  тоже  появилась  в  электронном  виде.  Еще  папа  любил  из  музыки  “Jesus  Christ  Superstar”  и  отзывался  о  знаменитой  рок-опере  как  о  гениальном  современном  произведении.  (Современность,  как  мы  знаем,  -  понятие  широкое).
Совсем  недавно  выяснилось  вот  что.  Папа,  оказывается,  знает  на  память  стихотворение  Лермонтова  «Дума»  («Печально  я  гляжу  на  наше  поколенье»…)  Это  при  том,  что  ему  за  семьдесят.  Должна  бы  знать  я,  но  помню  только  начало  и  конец,  а  папа  читал  на  память  полностью,  подсказать  ему  понадобилось  лишь  однажды.  Не  отказываясь  от  научного  склада  ума,  папа  попробовал  отнестись  к  «Думе»  критически.  Ему  не  очень  нравились  там  строки:

“Так  тощий  плод,  до  времени  созрелый,
Ни  вкуса  нашего  не  радуя,  ни  глаз,
Висит  между  цветов,  пришлец  осиротелый,
И  час  их  красоты  —  его  паденья  час!  “  (с)

Папа  заметил,  что  строфа  нелогична:  «до  времени  созрелый»  плод  оказывается  «пришлецом  осиротелым»,  хотя  появился  слишком  рано.  Я  постаралась  объяснить,  что  художественный  образ  логичным  быть  не  обязан,  чем  папу  удивила.
Папа  был  совсем  не  религиозным  человеком,  во  всяком  случае  –  большую  часть  жизни,  но  умер  во  время,  которое  считается  для  верующих  христиан  благоприятным  –  почти  перед  началом  Страстной  недели.  Может  быть,  это  такое  косвенное  свидетельство,  какой  он  был  хороший  человек.  Мы  с  мамой  не  догадывались,  в  какой  он  опасности,  так  как  у  него  внезапно  начались  боли,  но  при  этом  не  было  температуры.
И  мы,  конечно  виноваты  перед  ним.
Папа  нечаянно  испортил  мне  юбилей,  с  которым  поздравил  бы  меня,  -  двадцатилетие  защиты  кандидатской,  так  как  умер  за  два  дня  перед  тем.  Что  же,  в  моей  жизни  получается  еще  одно  напоминание  о  диалектике  счастья  и  несчастья.  Не  случай  мудрствовать.
Пусть  он  будет  теперь  счастливее,  чем  был  на  земле.  А  мы  будем  лучше  любить  его.

Папа  -  Сергей  Владимирович  Ржевский  (02.01.1951  -  05.04.2023)






адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=980266
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 15.04.2023
автор: Валентина Ржевская