(Ответ на статью Оксаны Пахлевской "Дети немилосердия". Газета "День" от 2 июля 2010г.http://www.day.kiev.ua/301557)
Читали исследование Оксаны Пахлевской "Дети немилосердия" всей нашей большой и дружной семьей. Размышляли, обсуждали - и решили написать продолжение. Оно необходимо, потому что пани Оксана, глубоко исследуя причины бездушного отношения к сиротам в нашей стране, дает ответ только на один сакраментальный вопрос: "Кто виноват?". Но есть ведь и другой, не менее, если не более, важный: "Что делать?". Существование нашей необычной семьи, в некотором смысле, и есть ответ. Но давайте по порядку.
Мы - это супружеская пара Галина Петровна и Андрей Серафимович, их восемнадцатилетний родной сын Богдан, я - их подруга и сестра, мой родной взрослый (25 лет) сын Саша и трое наших крестных детей - Инна, Юля и Максим. Из них троих только Юля - круглая сирота, ее растили бабушка с дедом. Инна же и Максим - те самые социальные сироты, которых большинство в массе неприкаяных детей нашей родины. Лет десять назад эти дети пришли в домашнюю воскресную школу Галины и Андрея и остались. Теперь уже, думается, навсегда. Мы - не детский дом семейного типа, не опекуны. Дети до окончания школы жили у себя дома. Мы лишь пытались дать им то, чего дома дать не могли (или не хотели): знания (благо, каждый из нас получил в свое время хорошее и разностороннее образование), цель в жизни, правильные ориентировки в профессии, материальную поддержку и правильное, христианское понимание жизни и себя в этой жизни, в социуме, в семье. Постепенно, как бы само собой, это содружество младших и старших оформилось в семью. Мы не живем одним домом. Юля и Богдан - студенты, Инна работает в Киеве и учится заочно. Максим работает учителем младших классов в селе. Но когда мы собираемся вместе - это большая, дружная и целеустремленная семья. Наши дети сейчас опекают уже своих крестных детей, они приняли наши взгляды и убеждения. Они и профессии выбрали, то что называется "в тему": Юля - учителя украинской словесности, Максим - младших классов, Инна - психолога. В последнее время в нашей семье наметилось парочка новичков. Хотя мы не гонимся за количеством, любовь - дело индивидуальное. Cкорее расчитываем на естественный рост семьи, ведь наши дети ориентированы не только на образование и карьеру, но и на серьезные супружеские отношения. И на заботу о тех детях, которые будут в этом нуждаться. Это - о нас.
Теперь о статье Оксаны Пахлевской. Факты и размышления, изложенные в "Детях немилосердия" создают довольно четкое представление о положении сирот в стране и о том, что к такому состоянию дел нас привело. Будучи христианами, мы добавили бы к социальному и историческому дискурсу еще пару мыслей духовного плана. Первая - об истоках немилосердного отношения к сиротам и детям вообще. Западная традиция отношения к вдовам и сиротам уходит корнями в раннее христианство. Первоапостольская церковь, создавая свою базу на основе учения Христа, взяла за основу иудейские традиции, данные Богом евреям в противовес традициям языческим. Правила жизни иудеев, запечатлённые в книгах Ветхого Завета, предполагали полную ответсвенность родителей за ребенка перед Богом и обществом. К двенадцати годам, когда ребёнок считался уже взрослым и самостоятельным, родители обязаны были дать ему образование и ремесло, способное его прокормить. Отец, не обучающий сына ремеслу воспитывает вора, - гласит одна из многочисленных притч. Что же касается сирот и вдов, то общество имело весьма строгие предписания на их счет. Эти предписания - не секрет, они содержаться в книгах Ветхого Завета.
Как не секрет и языческая традиция, когда родители приносили в жертву своих детей. Чего стоит только культ бога Ваала, с его обрядом сжигания младенца на руках каменного истукана, внутри которого горел огонь. Ребенок медленно сгорал, а в это время его родители поклонялись своему божеству. Эта жуткая картина была естественной в те времена. Может быть, даст Бог, жуткой нашим потомкам покажется и такая естественная для нас картина: дети гибнут и в моральном , и в физическом смысле, пока их родители поклоняются своим божествам - деньгам, водке, власти, наркотикам. Да и просто - тупой, беспросветной лени. Аналогия, по-моему, - прямее некуда. А как назвать нашу губительную привычку заботиться о детях до пенсии? До их, детей, пенсии. Разве это не воспитание воров? Или иждивенцев, что в сущности - одно и то же. Только вор крадет у чужих, иждивенец - у своих близких. Так что наша традиция воспитания детей и отношения к ним - не азиатская, она скорее - языческая. Корни такого отношения гораздо глубже, чем история ментальных и политических конфликтов двух сопредельных государств, одно из которых находилось в колониальной зависимости от другого.
Вторая мысль: христианская традиция построения семьи в корне отличается от того, что на сегодняшний день мы реально имеем. Она базируется на том, что Бог-Творец создавал мужчину и женщину как взаимодополняемые части единого целого под названием "человек". Одна женщина для одного мужчины. Эксперементы и рокировки не предполагались. Христианское таинство брака - утеряная нашим обществом база для посторения правильной семьи. Есть ли в нашем обществе сегодня человек, который не смог бы ответить на вопрос "что такое христианский брак"? Пожалуй нет. И это еще больше подчеркивает, как далеко в хаос и неразбериху зашли наши семейные традиции и правила. Самой большой потерей в этой неразберихе, на наш взгляд, стала потеря пастыртва. Христианская семейная традиция предполагает, что глава семьи является пастырем своей домашней церкви. Пастырство включает в себя три важных вещи: вИдение, ответственность и мужество. Не стоит путать вИдение с видениями, пророчествами и предсказаниями. Видение - это ответственное понимание куда, почему и зачем пастырь ведет свою общину. Куда, почему и зачем - главные ориентиры в пути. Более того, без ответов на эти вопросы нет пути. Есть хаос, запустение и деградация. В масштабах страны мы ответов на эти вопросы не имеем. Поэтому решение "куда, почему и зачем" принимается каждой семьей, так скажем, на отдельно взятой кухне. Но беда в том, что во многих семьях и семейных детских домах вопросов "куда, почему и зачем?" не ставят. Живут, как придется, как подсказывает ситуация, опыт родителей, интуиция. Просто живут сегодня. Выживают. Что дало обладание видением нашей семье? Прежде всего понимание достоинств и недостатков друг друга. Анализируя характеры, мы пытаемся помочь каждому изменить себя. Во-вторых, видение, которым обладает наша Галина помогло детям сориентироваться в будущей профессии. Далеко не все с детства знали, чем хотят заниматься. Именно Галина увидела педагогические способности Максима, определила направление учебы Юли и Инны, поддержала занятия живописью Саши. У нее на этот счет - свой материнский опыт, направление развития Богдана она увидела очень рано. Его образование было четко спланировано и организовано. Это же она сделала и для других детей. Как для своего родного ребенка - только и всего. Видение дает нам возможность действовать в нужном направлении. Например, поскольку наши дети ориетированы на построение семьи, мы направляем их усилия в нужное русло: Андрей демонстрирует ответственность и авторитет отца, мы -мамы - учим готовить, создавать уют, ту особую семейную атмосферу , в которой будет тепло и уютно детям, мужьям, женам. Разговоры по душам, праздники, походы и поездки, уроки и мастер-классы - все работает на единую цель. Не то, чтобы мы не ошибались и были кажую секунду уверены в своей правоте и непогрешимости. Нет, как и во всяких семьях, у нас бывают конфликты, разборки, обиды. Как в христианских церквях, у нас есть практика замечания и отлучения (иногда на время, но бывает, что и навсегда). Однако единство семьи сохраняется. Мы отдаем себе отчет в том, что в основном - это Божья заслуга, ведь именно Его любовь является тем цементом, который держит нас вместе. Поэтому нас не удивляет, что в европейских странах с развитыми христианскими традициями попечительство - дело верующих людей и церковных организаций. У нас в стране перекосы и с этим. Не секрет, что организации, ведающие устройством детей-сирот, охотнее отдают их в семьи верующих. Жаль только, что мало кто пытается разобраться, сколько декларативности в заявлениях о вере, а сколько практики. Ясно, что никто еще не придумал прибор под названием "верометр". Но оценить уровень воспитанности, образованности собственных детей попечителей не так уж и сложно. И уж совсем не сложно предположить, что для опекаемых детей приемные родители вряд ли станут делать больше, чем для своих. Еще хуже в ситуациях, когда собственных детей у попечителей нет. В таких случаях заявление родителей о принадлежности к церкви является для опекунских органов как бы гарантией правильного воспитания приемных детей. На практике такая гарантия - не факт! Жизнь все больше и больше заставляет нас в этом убеждаться.
Конечно, мы хотели бы найти единомышленников. Но пока наши ожидания успехами не увенчались. По заданию газеты, в которой я подрабатываю, мне пришлось писать статью о проблемах детского дома семейного типа из села Пыщики Киевской области. Родители пяти детей, потерявшие взрослого сына, решили усыновить малышей. Мне рассказали о перипетиях оформления документов, о проблемах создания детского дома семейного типа, о волоките с жильем и равнодушии местных властей. Статью я тогда написала. Но решила познакомить их со своими. При более близком знакомстве стали видны и, так сказать, внутренние проблемы этой семьи. Мы увидели, что можем помочь родителям на одном из важнейших этапов жизни детей - при выходе их из дома. Собственно, мы могли бы сделать для этих детей то, что сделали и делаем для своих: подготовить к поступлению в учебные заведения, помочь освоить профессию, обеспечить материальную поддержку. Цель казалась вполне осуществимой. Препятствием стало то, что мы не стали единомышленниками с родителями. Они не поняли и не приняли наших целей, убеждений, принципов, хоть и по сей день считают себя верующими христианами. Сейчас мы понимаем, что в такой ситуации общение и общий труд невозможны. А жаль. Ведь эти люди уже потеряли двоих из приемных детей. Старшая девочка - Саша, поступив в училище, очень быстро забеременела и вышла замуж (родители не были на свадьбе и не особо переживают по поводу будущего Саши). Второй - сын Вася - отличик и любимец родителей, взявший их фамилию, - не проучился и полугода вдали от дома. Бросил учебу, вернулся в старую семью, лишенную когда-то родительских прав, стал пить. И скоро станет отцом внебрачного ребенка такой же юной и беспутной барышни. Вот такая история. А вот еще одна. Не справившись с одним из новичков - Вадимом, - приемные родители отправили его в Васильковский интернат. В интернат же собираются отправить маленькую Аленку, не могут договориться с семлетним ребенком. Однако предложение Максима подготовить ее к школе энтузиазма не вызвало. И наше желание подставить плечо именно там, где есть слабое место, на этапе перехода во взрослую жизнь приемных детей, не было принято. Почему? Мы тоже задаем себе этот вопрос. И он поднимает за собой еще целый ряд вопросов. С какой целью люди усыновили больше десятка совсем не благополучных детей? Какое будущее они этим детям готовят? Осознают ли они, что сегодняшнее положение их старших мало чем отличается от того, которое наступило бы после интерната? Так зачем же тогда все эти усилия?
Конечная цель воспитания ребенка в семье (без разделения на родную и приемную) - подготовить его к полноценной жизни в социуме. Научить элементарным жизненно важным навыкам, дать образование и ремесло, научить быть ответственным за свои поступки и благодарным. Все это - инвестиции в нашу, родительскую, старость. А что происходит на самом деле? Какие цели ставят себе премные родители, усыновляя чужих - далеко не здоровых и социально адаптированных - детей. Хорошо, у детей есть крыша над головой, еда, одежда и даже возможность отдохнуть летом в других семьях и странах. А что дальше? Дети вышли из дома. Куда? Где они будут жить, чем зарабатывать, как учиться? Все ли здесь продуманно, взвешено? Истории Саши, Васи, Вадима говорят об обратном. Так зачем пристраивать детей в семьи, если потом все равно им придется уходить в никуда? А знаете, если такие дети обвинят нас, взрослых, в предательстве, - они будут правы. Ведь не кормиться же и одеваться мы приходим в этот мир...
Возможно, я слишком эмоциональна. Не исключено, что краски я сгустила, и у нас в стране множество замечательных людей, прекрасно воспитывающих чужих детей. Но вот вам еще одна история. Прихожане одной из церквей, очень нуждающиеся в жилье и финансах усыновили десять лет назад четырнадцать детей. Получили дом, мебель, финансовое обеспечение, спонсорскую поддержку. Все, кроме цели и принципиальных требований общества к тому, какими оно ожидает увидеть оттданных на попечение детей. Результат - плачевный: самый низкий уровень образования, никаких навыков ни в одном ремесле, ни в одной профессии, психологические проблемы - мастурбация у девочек, например. Спросите, откуда мне это известно? Да, это известно всем! Разве что, кроме органов опеки, которые снова дали в эту семью детей - девять малышей - родителям, которые к тому же уже успели развестись. А ведь органы опеки нужны, чтобы приемные родители постоянно помнили, что это - не их дети. Они - государственные, и государство вправе спросить о выполненой работе, а не только о потраченных средствах.
Проблема детей-сирот в нашей стране - это глубокая внутренняя проблема буквально каждого человека и всего общества. Общества, утратившего всякие ценности и ориентиры в этой жизни. Пока мы будем жить без ценностей, без цели, без активной а не декларативной любви к ближнему, ничего у нас не изменится. И здесь бессильно государство, бессильны общественные организации. Любовь - глубоко индивидуальна и личностна. Здесь каждому нужно начинать с себя. Если каждый полноценный человек в стране позаботится об одном чужом ребенке (без надрыва и воплей, по мере своих возможностей и таланта), детдома, интернаты, "суррогатные" семьи будут никому не нужны. Но такая работа должна выполятся безвозмездно. То есть, как говаривали персонажи любимого мультика, - даром. И даже больше: такая работа требует вложений, из которых деньги - на последнем месте (у нас никогда не было в них недостатка). Нужны вложения любви, воли, сил, времени и здоровья. Иначе дорога ведет в никуда.
5.07.2010 г. Алла Мегель
ID:
242500
Рубрика: Проза
дата надходження: 21.02.2011 18:43:46
© дата внесення змiн: 07.05.2013 08:51:56
автор: alla.megel
Вкажіть причину вашої скарги
|