Ставка согласилась с предложениями командующего Северо-Кавказским фронтом от 30 июня. Исходя из этого, в ночь на 1 июля С.М.Буденный приказал заместителю командующего флотом контр-адмиралу И.Д.Елисееву:
\"1. Все находившиеся в строю катера МО, подлодки, сторожевые катера и быстроходные тральщики последовательно направлять в Севастополь для вывоза раненых, бойцов и документов.
2. До прибытия в Новороссийск Октябрьского организация возлагается на Вас.
3. Попутными рейсами завозить боезапас. Отправку пополнения прекратить. Организовать прием в Новороссийске и Туапсе.
4. На все время операции по вывозу ВВС Черноморского флота максимально усилить удары по аэродромам противника и порту Ялта, с которых действуют блокадные силы\".
Возникает вопрос, почему С.М.Буденный, который первоначально своей директивой № 00201/оп от 28 мая приказал командованию СОР удержать Севастополь любой ценой и предупреждал, что эвакуации на кавказский берег не будет, теперь ставит флоту задачу вывозить раненых и войска. На наш взгляд, в первом случае командующий фронтом переоценил силы и возможности СОР, а во втором – проявил объективный подход к сложившейся ситуации. Ему было известно решение Ставки эвакуировать ответственных работников СОР на Кавказ, но он знал и о том, что в Севастополе оставалось много раненых и бойцов. Проявив инициативу и находчивость, он обратился в Ставку с предложениями, и она одобрила их. Тогда они и вошли в приказ от 30 июня. Однако отметим, что это решение было запоздалым, поскольку Черноморский флот был уже не в состоянии эвакуировать войска своими силами.
Ночью на 1 июля в Севастополе совершили посадку 13 самолетов \"Дуглас\", доставившие 23 650 кг боезапаса, 1721 кг продовольствия. Обратными рейсами вывозили командный состав СОР, раненых и ценные грузы. Последним покидал Херсонесский аэродром самолет старшего лейтенанта М.С.Скрыльникова. Когда к самолету подходили командующий Черноморским флотом и СОР вице-адмирал Ф.С.Октябрьский и член Военного совета флота дивизионный комиссар Н.М.Кулаков, их узнали. Скопившиеся на аэродроме воины зашумели, началась беспорядочная стрельба в воздух. Понимая складывающуюся обстановку, военком 3-й особой авиагруппы главной базы полковой комиссар Б.Е.Михайлов, который должен был улететь вместе с командиром группы, объяснил им, что командование улетает, чтобы организовать эвакуацию защитников Севастополя, а сам он остается с бойцами. В 01.40 1 июля самолет взлетел.
На 13 самолетах было вывезено 222 человека командного состава, 49 раненых и 3490 кг ценных грузов. Улетели и Ф.С.Октябрьский, Н.М.Кулаков, член Военного совета Приморской армии бригадный комиссар М.Г.Кузнецов, начальник управления тыла Приморской армии интендант 1 ранга А.П.Ермилов, заместитель начальника политического управления флота бригадный комисcap И.В.Маслов, командир 3-й особой авиагруппы главной базы полковник Г.Г.Дзюба, командир 25-й дивизии генерал-майор Т.К.Коломиец и командир 172-й дивизии 1 полковник И.А.Ласкин. Около 05.00 самолеты благополучно приземлились в Краснодаре.
В эвакуации руководящего состава приняли участие подводные лодки \"Щ-209\" и \"Л-23\". 29 июня они доставили с Кавказа боезапас и бензин. В ходе разгрузки вечером этого же дня командир \"Щ-209\" капитан-лейтенант В.И.Иванов через связного получил от начальника штаба СОР капитана 1 ранга А.Г.Васильева письменный приказ: \"...до особого распоряжения подводная лодка \"Щ-209\" остается в Севастополе. После разгрузки с рассветом вам надлежит выйти в район 35-й батареи и лечь на грунт. С темнотой всплыть и ожидать распоряжения\". Аналогичный приказ получил и командир подводной лодки \"Л-23\" капитан 3 ранга И.Ф.Фартушный.
30 июня в 22.00 лодки всплыли в районе 35-й батареи и ожидали распоряжений. В 01.20 1 июля командный состав Приморской армии и береговой обороны стал выходить с 35-й батареи береговой обороны через подземный проход и левый командный пункт на пристань, откуда рейсовым буксиром были доставлены на \"Щ-209\". Среди них – командующий Приморской армией генерал-майор И.Е.Петров, член Военного совета армии дивизионный комиссар И.Ф.Чухнов, начальник штаба армии генерал-майор Н.И.Крылов, начальник артиллерии армии генерал-майор Н.К.Рыжи, комендант береговой обороны генерал-майор П.А.Моргунов, его военком полковой комиссар К.С.Вершинин и др., согласно списку штаба СОР. Приняв на борт 88 человек, подводная лодка в 02.59 взяла курс на Новороссийск, куда и прибыла 4 июля.
Подводная лодка \"Л-23\" покинула Севастополь несколько позднее. Это объясняется тем, что она могла уйти с эвакуированными только после сигнала об отлете Военного совета флота. (План штаба СОР предусматривал, что если Военному совету флота не удастся улететь на самолете \"Дуглас\", то он должен уйти на подводной лодке \"Л-23\"). Получив \"добро\", \"Л-23\" взяла курс на Новороссийск и прибыла туда еще раньше, чем \"Щ-209\", т.е. 3 июля. На ней эвакуировались 117 человек командно-политического состава войск СОР и руководство города. Среди них – начальник штаба СОР капитан 1 ранга А.Г.Васильев, командир ОВР контр-адмирал В.Г.Фадеев, командир 7-й бригады морской пехоты генерал-майор Е.И.Жидилов, военком этой бригады полковой комиссар А.М.Ищенко, начальник флотского экипажа подполковник Н.А.Хубежев, комендант Севастопольского гарнизона полковник А.П.Старушкин, заместитель начальника отдела связи флота капитан-лейтенант В.С.Гусев, начальник штаба ОВР главной базы капитан 2 ранга В.И.Морозов, а также председатель Городского комитета обороны и первый секретарь горкома партии Б.А.Борисов, председатель горисполкома В.П.Ефремов, секретарь горкома партии по промышленности А.А.Сарина и др.
Вслед за подводными лодками из бухт Камышовая и Казачья вышли три сторожевых катера, четыре буксира, два водоналивных бота, одна шхуна и тринадцать мелких катеров-тральщиков. Из них 17 единицам удалось достичь берегов Кавказа, доставив 304 бойца и командира.
Из Севастополя в Анапу прилетела группа отремонтированных самолетов: три Як-1, три И-16, один И-153, один У-2. Оставшиеся неисправные самолеты 3-й особой авиагруппы главной базы были сброшены в воду. Защитники Севастополя остались без авиационного прикрытия. Правда, в ночь на 1 июля авиация Черноморского флота с аэродромов Кавказа сделала 32, а фронтовая авиация — 16 самолето-вылетов для бомбардировки войск противника под Севастополем, но это уже не могло сколько-нибудь существенно повлиять на действия его войск.
Тем временем обстановка в Севастополе продолжала ухудшаться. С наступлением рассвета 1 июля враг обрушил всю мощь своей артиллерии и авиации по городу и рубежу обороны: дача Фирсова — хут. Иванова — хут. Пятницкого — истоки Стрелецкой бухты. В воздухе непрерывно находилось по 25–40 самолетов противника. Не встречая противодействия со стороны нашей зенитной артиллерии и авиации, они, не торопясь, выбирали цели для удара. Освободившись от бомб, вражеские летчики снижались до 50–70 метров и обстреливали войска из пушек и пулеметов,
После авиационно-артиллерийской подготовки противник перешел в наступление по всему фронту. Впереди пехоты двигалось около сотни танков и штурмовых орудий, за ними тысячи автоматчиков, их прикрывали самолеты. Основной удар немцы нацелили на хутора Пятницкого и Меркушева. Сильный бой разгорелся в районе Меркушева. Отходившие подразделения и части 345-й и 95-й дивизий, 138-й и 79-й бригад, которыми командовали полковники И.Ф.Хомич и Д.И.Пискунов и майор И.П.Дацко, контратаковали противника и выбили его из хутора. К 22.00 линия обороны проходила по рубежу: каменоломни – казарма – хут. Бухштаба – хут. Меркушева – хут.Пелисье – Камышовая бухта.
Наши войска в первую половину дня поддерживали артиллерийским огнем 35, 18 и 14-ю батареи береговой обороны, несколько полевых батарей, получивших боезапас, доставленный транспортными самолетами, и небольшое количество зенитных батарей. Вражеское командование решило покончить в первую очередь с береговыми батареями. Около 14.00 на батарею № 14, располагавшуюся на берегу Стрелецкой бухты, пошли в атаку танки и пехота противника. Моряки вели огонь прямой наводкой, пока не кончились снаряды, уничтожив не один десяток неприятельских солдат и офицеров. Затем гарнизон был окружен, но не сдался врагу. Первоначально батарейцы отстреливались стрелковым оружием, а потом перешли в атаку. Последняя радиограмма командира батареи старшего лейтенанта Григория Ивановича Халифа гласила: \"Боеприпасов нет, фашисты атакуют, идем в контратаку. Прощайте, товарищи!\". В ходе контратаки командир батареи, военком политрук Герман Андреевич Коломийцев и большая часть личного состава погибли.
На правом фланге обороны враг атаковал позиции батареи береговой обороны № 18. Первая атака была отбита с помощью батареи № 35, открывшей огонь по вражеским танкам. Вечером немцы вновь перешли в атаку, но у батарейцев уже не было снарядов, по этой же причине не могла оказать им помощь и 35-я батарея. Подорвав орудия, командир 18-й батареи старший лейтенант Н.И.Дмитриев с группой бойцов с наступлением темноты сумел прорваться на батарею № 35. (Н.И.Дмитриев со своим личным составом еще несколько дней сражался на м. Херсонес и геройски погиб в бою).
К исходу 1 июля немецко-фашистским войскам удалось овладеть бухтами Стрелецкая, Омега, приблизиться к аэродрому Херсонесский маяк и позициям 35-й батареи. Отражая яростные атаки врага, батарейцы расстреляли последние снаряды. Командир батареи капитан А.Я.Лещенко отдал приказ подготовить орудия и все механизмы к подрыву.
|
|