Борис Филановский, композитор
1. Зачем и для чего нужно слушать серьёзную авангардную музыку, написанную нашими современниками и не являющуюся особенно комфортной?
— Незачем и не для чего. Так же как не надо смотреть подобное кино, ходить в подобный театр, читать подобные книги и пр. (Я вот не смотрю, не хожу, не читаю. Шутка.)
2. Кто является слушателем (потребителем) музыки наших современников, которую принято называть серьёзной или академической?
— Если не брать профессиональную аудиторию (её доля в общем числе слушателей сильно зависит от того, что, где и когда звучит; для концертов «Про Арте» я бы оценил её примерно в одну треть в среднем), чаще всего способность слушать такую музыку не связана с наличием музыкального образования.
Иногда даже со слуховым опытом не связана. Только с некой открытостью. Бывают простые люди, которым ничего не надо объяснять, они и так воспринимают (не значит принимают), а бывает высокообразованное, просвещённое такое быдло. Оно, кстати, самое отвратительное.
3. Правомерно ли говорить о том, что сегодняшняя серьёзная музыка заключена в профессиональном гетто?
Заключена ли в него, допустим, серьёзная поэзия? А визуальное искусство? В каждом случае речь идёт об аудитории разной ширины.
4. Что нужно сделать, чтобы расширить круг слушателей и потребителей нынешних серьёзных композиторов?
5. Давайте пофантазируем. Как могла бы выглядеть идеальная ситуация бытования серьёзной музыки в современной России?
Фантазировать не надо, всё уже есть в таких странах, как Голландия, Финляндия, Австрия, Норвегия. Там выработан механизм финансирования композиторов не напрямую, как было в СССР, а через заинтересованность исполнителей и залов. То есть не просто социалка, а развитие целой области искусства и её социальной базы.
Чтобы исполнители были заинтересованы, надо их воспитывать и образовывать. В консерваториях в том числе — там обучение исполнителей современным техникам позволит студентам-композиторам слышать то, что они пишут, и писать то, что они хотят услышать, а не то, что могут сыграть их соученики.
Чтобы залы были заинтересованы, надо менять их менеджмент. Его, кстати, надо менять по-любому, за редкими исключениями, иначе скоро никто в филармонии ходить не станет, кроме пенсионеров и старых дев.
Это информационная открытость, онлайн база данных.
Это национальное издательство, ориентированное на продвижение новой музыки и подготовку её материалов для отечественных (и не только) исполнителей и институций.
Всё это не стоит больших денег. И, кстати, не предлагает композиторам благоденствия за красивые глаза — просто даёт им возможность реализоваться на родине, а не в Европе и «позволяет расширить круг слушателей и потребителей».
|
|