". Причины нигилизма:
1) Не достает высшего вида человека, т.е. того, неисчерпа
емая плодотворность и мощь которого поддерживала в че
ловечестве веру в человека. (Достаточно припомнить, чем
мы обязаны Наполеону: почти всеми высшими надеждами
этого столетия).
2) Низший вид («стадо», «масса», «общество») разучился
скромности и раздувает свои потребности до размеров кос
мических и метафизических ценностей. Этим вся жизнь вуль
гаризуется: поскольку властвует именно масса, она тирани
зирует исключения из нее, так что эти последние теряют веру
в себя и становятся нигилистами.
Все попытки измыслить более высокие типы человека по
терпели неудачу («романтик»; художник, философ — и это не
смотря на усилия Карлейля придать им высшие моральные
ценности).
Противоборство высшим типам как результат.
Падение и ненадежность всех высших типов. Борьба про
тив гения («народная поэзия» и т. д.). Сострадание к низшим
и страждущим как масштаб величия души.
Нет философа, толкователя дела,— не только излагате
ля его в другой форме."
_________________________________________________________-
Причины появления пессимизма заключаются в том, что:
1) самые могущественные и чреватые будущим инстин
кты жизни до сих пор были оклеветаны, вследствие чего над
жизнью нависло проклятие;
2) возрастающая храбрость и все более смелое недоверие
человека к современному миру постигают неотделимость этих
инстинктов от жизни и становятся лицом к лицу с жизнью;
3) процветают только посредственности, вовсе не созна
ющие этого конфликта, что более одаренные, напротив,
вырождаются, и как продукт вырождения восстанавлива
ют массы против себя,— что, с другой стороны, посредст
венность, выставляя себя как цель и смысл жизни, вызыва
ет негодование (что никто не может больше ответить на во
прос — зачем?);
4) измельчание, чувствительность к страданию, беспо
койство, торопливость, суета постоянно возрастают,— что
подверженность всей этой сутолоке, так называемой «циви
лизации», становится все легче, что единичные личности
перед лицом этой ужасающей машины приходят в уныние и
покоряются.
__________________________________________
Современный пессимизм есть выражение бесполезно
сти не мира и бытия вообще, но современного мира.
____________________________________________
Позор для всех социалистических систематиков, что
они думают, будто возможны условия и общественные груп
пировки, при которых не будут больше расти пороки, бо
лезни, преступления, проституция, нужда... Но ведь это
значит осудить жизнь...
____________________________________________
Вся практика орденов, отшельников, философов, факи
ров внушена той правильной оценкой, что человек прино
сит себе, пожалуй, больше всего пользы в том случае, когда ста
вит перед собой значительные препятствия к действию.
_______________________________________________
Существует глубокое и совершенно неосознанное вли
яние декаданса даже на идеалы науки — вся наша социоло
гия служит доказательством этого положения. Ей можно по
ставить в упрек, что она знакома по опыту только с формой
упадочного общества и неизбежно осуждена принимать свои
собственные упадочные инстинкты за норму социологи
ческого суждения.
Клонящаяся к упадку жизнь современной Европы форму
лирует через эти суждения свои общественные идеалы, ко
торые разительно похожи на идеалы старых, отживших рас.
Поэтому стадный инстинкт, завоевавший теперь вер
ховенство,— представляет нечто в корне отличное от ин
стинкта аристократического общества — ведь от ценности еди
ниц зависит то или другое значение суммы... Вся наша со
циология не знает другого инстинкта, кроме инстинкта
стада, т. е. суммированных нулей, где каждый нуль имеет «оди
наковые права», где считается добродетелью быть нулем...
Оценка, с которой в настоящее время подходят к раз
личным формам общества, во всех отношениях сходна с
той, по которой миру придается большая ценность, чем вой
не, но это суждение антибиологично, оно само порождение
декаданса жизни... Жизнь есть результат войны, само обще
ство средство для войны... Господин Герберт Спенсер как
биолог — декадент, таковым же является и как моралист (ви
дя в победе альтруизма нечто желательное!!!).
_________________________________________________
В настоящее время, когда государство отрастило себе
бессмысленно «толстый живот», появились во всех полях
деятельности и во всех специальностях, кроме деятелей
еще и «представители», как то: помимо ученых еще лите
раторы: помимо страждущих слоев народа еще и болтающие
и хвастливые бездельники, считающие себя «представите
лями» этого страдания,— не говоря уже о профессиональ
ных политиках, которые благодушествуют и при помощи
крепких легких «представительствуют» общественные ну
жды перед каким либо парламентом. Наша современная
жизнь стала страшно дорога ввиду массы посредников: меж
ду тем в античном городе, а как отголосок древности — и во
многих городах Испании и Италии, каждый выступал за
себя и не дал бы даже ломаного гроша за такого современ
ного представителя и посредника.
__________________________________________________
«Будьте просты» — вот требование, которое, будучи об
ращенным к нам, сложным и непостижимым испытателям
утроб, является просто глупостью... Будьте естественны!
Хорошо, ну а если мы по существу «неестественны»?
_________________________________________________
|
|