На уроках литературы в школе нам поэтов и писателей зачастую представляют как явления, лишенные человеческих черт. Очень точно это сформулировал Лесь Подервянский, в бессмертной фразе о героях, которые не... (дальше все и так знают, кто не знает, см."Король Литр" указанного автора). Возможно, так и следует преподавать литературу детям, возможно, - хотя дети намного восприимчивей, чем может показаться, они фальшь не хуже литредактора или детектора лжи чувствуют... Что бы стоило упомянуть в курсе русской литературы, что Гоголь, например, любил больше всего макароны с сыром, и на званых вечерах, куда его приглашали почитать (а читал он свои произведения мастерски), для него всегда готовили это блюдо. Более того, Гоголь мог и на кухню наведаться, чтобы убедиться, что все с макаронами и сыром делают правильно... Впрочем, у нас ведь любят крайности. Не удивлюсь, если теперь детям начнут представлять писателей уж слишком живыми, все больше и больше склоняясь в "клубничные" подробности. Как-то мне попался журнал, кажется, "Литература в школе", за какой-то из 30-х годов. Там была занятная статейка о преподавании, называлась она "Крепить большевистскую бдительность!" - Ну, теперь большевиков поискать, а вот родительскую бдительность крепить не помешает. Это же наши дети. Как однажды выразился современный классик, "ты отдаешь им на 12 лет своего ребенка, а получаешь назад жлоба"... В общем, крепите родительскую бдительность!
|
|