Кони бегают по кругу...
В старину лошади, которая должна была весь день ходить по кругу и вращать тяжёлое колесо, завязывали глаза, чтобы она могла спокойно выполнять эту тупую монотонную работу. Но чаще всего на вращение жернова ставили старую лошадь, которая, во-первых, уже ни на что другое не годилась, а во-вторых, успела ослепнуть, так что ей уже не нужно было ни трудиться завязывать глаза, ни всё время поправлять повязку.
Другое удивительное создание природы — шелкопряд вовсе не нуждается в том, чтобы ему завязывали глаза. Он сам с «закрытыми глазами» добровольно и полусонно готов идти туда, куда его позовёт гусеница—вожак...
И в этом мне шелкопряд, в отличие от лошади, напоминает нас, людей. То есть я хочу сказать, что в своём поведении мы стоим гораздо ближе к гусенице-шелкопряду.
Знаменитый биолог-натуралист Жан-Анри Фабр, живший в 19 веке и написавший множество интереснейших книг о жизни животных и насекомых, очень любил над последними издеваться, как я посмотрю. Я в своё время читала Фабра и хорошо помню его садистские эксперименты над осами. Целью Фабра, как мне кажется, было доказать путём длительного эксперимента абсолютную «безмозглость» и запрограммированность неразумных тварей. Он вынимал из осиной норы яички, а она тупо продолжала набивать норку едой для уже несуществующего потомства, тратя последние свои жизненные силы в короткие осенние дни... Ну и так далее.
В общем Фабр устроил подобный эксперимент и с гусеницами шелкопряда. Оцените его гуманизм. А потом сделаем выводы.
Начнём с того, что поведение колонии шелкопряда вызвало большое удивление у людей и было названо «странным». Ну а мне показалось странным то, что им всё это показалось странным...
Предводитель колонии ведёт своих гусениц в поисках пищи, а все добросовестно следуют за ним. Движжения гусениц-последователей становятся ритмичными и монотонными, они как бы впадают в транс.
Что же сделал исследователь мира животных Фабр? Это, кстати, его самый знаменитый эксперимент. Он брал гусеницу-лидера и пускал её по краю большого цветочного горшка. Гусеница начинала ползать кругами (смешно, да?), а вскоре за ней выстраивалась цепочка «последователей».
Так они ползали кругами вокруг этой круглой клумбы по её бортику, свято веруя в то, что вожак ведёт их к желанной пище... Между тем, желанная пища, сочное растение, высаженное в горшок, спокойно росло себе по центру, но никто из гусениц не просил водить хоровод и не устремился подкрепить свои силы к этому бесплатному буфету!
Фабр довёл свой эксперимент до конца, на то и учёный. Он наблюдал этот крестовый поход несколько дней (обычно на посту наблюдателя его сменяли любознательные школьники-сыновья). А затем, с удовольствием он начал констатировать, как одна за одной истощённые гусеницы падают с края цветочного горшка и ... умирают от голода. То, что в нескольких дюймах от них была превосходная пища, не принесло им много-много радости и не спасло от голодной смерти.
Чем человек отличается от животного? Тем, что он имеет выбор: подчиняться или не подчиняться инстинктам, дающим комфортную привычку? И поскольку человек то подчиняется инстинктам, то вдруг резко не подчиняется и выкидывает какой-нибудь фокус — он называется НЕПРЕДСКАЗУЕМЫМ. Поэтому человека боятся все животные. Именно за то, что он — непредсказуем.
Примерно о том же говорил и дон Хуан, герой книг Карлоса Кастанеды. Н использовал индейскую метафору Человека — Охотник. «Охотник, -говорил дон Хуан, - тем и отличается от добычи, что он непредсказуем. Он никогда не ходит на водопой одной и той же тропой, он меняет тропу. Именно поэтому он — охотник. А не Добыча».
Человек имеет свободу выбора: подчиняться или не подчиняться слепому, безмозглому инстинкту. И вся беда в том, что именно из-за этой свободы, он зачастую выбирает более лёгкий, более комфортный и усыпляющий маршрут пути и поэтому ... гибнет, как бедная гусеница-шелкопряд. И для этого человеку даже не нужно завязывать крепко глаза, как завязывают их тяжело работающей лошади.
Елена Назаренко
© www.live-and-learn.ru
|
|