Я не бегу близости людей: как раз даль, извечная даль, пролегающая между человеком и человеком, гонит меня в одиночество
_______________________________________________________
- Царь желает видеть Samar Obrinа! Скорее ленивые слуги – тащите сюда этого бездомного мудреца! – пронеслось эхом требование великого Царя Царей. И тронный зал задрожал. Дрогнули языки лампадных огоньков, и тени зашептали между собой предчувствуя беду.
Кому же выпало несчастье выполнить невыполнимое? Отыскать бездомного Samar Obrinа среди тысячи горожан огромного города-столицы Царя Царей! Но отряд бессмертных телохранителей уже сбивал медлительных прохожих на улицах полиса, заглядывал в лица нищих и бродяг, чтобы исполнить приказ Найсветлейшего-из-Живущих. Горе тому, кто принесёт Царю весть о тщетности поиска и невыполнении Великой Воли! Жёны ищущих уже приготовились оплакивать своих мужей и бросились в божественные храмы, умоляя богов о милости для их семей.
О, лукавый Samar Obrin, ничтожный из бездомных, зачем твоя бездомность играет с судьбами верных слуг Милостивого Царя? Почему бы тебе не поселиться среди людей, чтобы было известно – где искать тебя этой ночью? И что, если ты снова, сын неизвестного рода, покинул стены города и пошёл в свою пустыню смеяться над людьми? Что скажут матери своим детям, когда их отцы не переступят порог, отчего дома? Пусть однажды настигнет тебя молния Немезиды в твоём одиночестве и люди больше никогда не услышат имени твоего, о Samar Obrin!
- Лучше открывать заблаговременно дверь дома – сказала одна вдова другой, - нетерпеливые солдаты вынесут её ногами и перевернут всё вверх дном… Они не умеют ждать, когда их жизнь зависит от быстроты исполнения царской воли…
И две женщины посмотрели на свои дома. Глубокие трещины держали их в тесных объятиях, стены задыхались.
Дозорный с самой высокой башни наблюдал, как сотня факельных огней, разносила тревогу от улицы к улице, от дома к дому, от одной части города – к другой. Конский храп порождал детский плач и материнскую бессонницу.
- В эту ночь, кто-нибудь лишится головы – сказал себе ночной дозорный – и лучше смотреть за стены, чтобы враг не взял наш город внезапностью – иначе это будет моя собственная голова.
И кто-то вдруг воскликнул больше от удивления, чем от неожиданности: «Да вот же он! Samar Obrin!» и честный дозорный не удержал взгляда и посмотрел вниз, на город. Почти у самых главных Ворот города, мелькали факелы солдат и офицеров Великого Царя Царей. Видимо они нашли, кого хотели.
Вздохнул ли это сам город, или это - ночное небо несло к ним скорый дождь и грозу? Кажется, даже тревога не сдержала зевоты и готовилась спокойно спать до утра. Город притих.
Эх, Samar Obrin! Человек, изгнанный из девяти полисов мира, за мятежные речи и тёмную мудрость против светлых правителей. В двадцати шагах ты был от Городских Ворот, но вовремя был настигнут воинами.
Мужественный офицер оставил свою лошадь, и, держа за руку Samar Obrinа, вёл его тёмной улицей в окружении сотни достойных солдат. Держал очень крепко. Вёл очень уверенно.
- Постойте – сказал Samar Obrin и солдаты остановились. Офицер посмотрел в глаза бездомному.
- Чего ты хочешь?
- Скажи мне благородный офицер Царя Царей, разве не отличаешь ты преступников и жадных к чужому богатству – от мыслящих себе на жизнь? В твоём касании ко мне – слышна ненависть и злоба. Ты ведёшь меня, как злодея, но при этом тебе приказано найти Samar Obrinа.
- Ты действительно не похож на преступника, Samar Obrin. Но молва о тебе заставляет - не спать в твоём присутствии. Люди не могут ошибаться, когда советуют не прислушиваться к тебе. Твоё имя стало предвестником беды и печали.
Усмехнулся Samar Obrin и сказал:
- Разве я прошу – слушать меня? Достаточно, чтобы ты пустил мою руку и не сжимал галерными оковами. Вот и всё, что мне нужно от тебя, благородный офицер.
И они двинулись к Дворцу, и к Samar Obrinу уже никто не прикасался. Никто не держал его за руку, и он шествовал, как свободный человек.
- Я вот думаю, Samar Obrin: говорить с тобой при страже или наедине? Говорят – ты не боишься смерти и довольно неосторожен в словах – негромко, но властно произнёс Царь, подойдя к бездомному. – Посмотри на себя: твой вид ничем не угрожающ… Обычный оборванец… Но между тем – ты не учитель сна…
Царь взмахнул, повелительно своей рукою и стража неслышно покинула тронный зал. Двое мужчин остались наедине. Samar Obrin – молчал. Царь расхаживал по залу, подобрав свои длинные одежды. Поступь его была неспешна и обдуманна.
- Проник ли ты в мой город с определённой целью, Samar Obrin? Не посланник ли ты врагов моих? Быть может, стены города окружены уже и войско ждёт, когда ты им откроешь Главные Ворота?
Но Samar Obrin – молчал.
- Что же ты не отвечаешь?! – гневно воскликнул Царь.
- Я не знаю, о чём ты спрашиваешь – ответил Samar Obrin.
- Тебе не знакомо слово «шпион» или «лазутчик»? Ты не знаешь принципов ведения войны?
- Мне известно – и то, и другое. Действительно: я не пришёл с добром в твой город, но не несу с собой и зла. Я всего лишь странник, которого ведут дороги. А дороги, Царь – всегда ведут от города к городу, и никогда - в безлюдность.
- Я люблю правду и честность, Samar Obrin. И эти редкие явления подсказывают мне – что Samar Obrin – далеко не глупец и не безумец. Что, быть может, Samar Obrin – несёт в себе знания достойные и царей. Ты не вызываешь ни призрения, ни жалости, ни смеха, ни безразличия. Я всё хочу понять – за что ты изгнан из девяти полисов? Ты – сеял в толпе зёрна непокорности? Хочешь – богатства, власти и славы?
- Я не стыжусь, что хочу этого, Царь. Но не только руки толпы, войны и грабежей наделяют всем этим человека. Вокруг мужчины-по-предначертанности – можно найти много женского. Разве тебе Царь, чтобы овладеть женщиной – нужно подговаривать её родителей? Угрожать ей оружием? Покупать её? Или достаточно – быть самим собой?
- Я люблю, когда женщины танцуют передо мной: эта прихоть присуща многим правителям – сказал Царь Царей, - и иногда глядя на них, я думаю: обязательно есть те, кто танцует и перед ними. И, несомненно – это мужчины. А они также как и я – наблюдают за этим, как за чем-нибудь должным и обычным.
- Ты знаешь и сам, Царь, ответы на свои вопросы. Для этого тебе не нужен Samar Obrin.
- Ведь Samar Obrinу – так же и не нужен Царь, верно?
- Верно.
- …и ведь Samar Obrinу – не потому не нужен Царь, потому что он Царь, а потому что – ему вообще мало кто нужен, верно?
- Верно.
- Но почему же?
- Потому что он нужен – сам себе. И жизнь человека слишком коротка Царь, чтобы ещё успеть служить и тебе, и другим, и многому большинству. Когда находишь смысл-для-себя – уже есть на что смотреть в тебе, есть чему надеяться в тебе, есть что любить в тебе. Когда служишь кому-то – то становишься матерью тысячи детей: одни из которых, слушают, другие, ползут в одну сторону, третьи – в другую. Вопросы смысла – уже не становятся необходимостью. Я ещё не познал и одной трети себя самого, и бродить непознанной третью – отказываются даже ноги мои.
- Ты будешь одинок всю жизнь, Samar Obrin. Ты не познаешь себя даже к последнему своему дню и взгляду на солнце. Ты ведь не можешь – не понимать этого?
Samar Obrin не сводил глаз с шагающего вокруг него Царя Царей.
- Я умышленно одинок, Царь. Значит, иначе не могу. Так же я – умышленно-пьющий, умышленно-идущий, -спящий, -принимающий пищу. Лучше бы люди сперва подумали, почему смоковница – никогда не даст других плодов, кроме своих собственных, указанных ей по рождению.
- Я понял тебя Samar Obrin. Разнообразие людей – должно же содержать в себе и представителей этой разности отличия. Ты представляешь свой вид. И тебе ставится это в вину. Царям ставится в вину – их высокомерие и тщеславие. Слуге – его ничтожность. Воину и солдату – кровь и смерть…
Царь оглянулся вокруг и не увидел на прежнем месте Samar Obrinа. Быть может он за спиной?! Царь резко обернулся – но не было его и там!
- Стража!!!
И огромный зал вмиг заполнился строгими лицами преданных телохранителей.
- Этот нищий исчез! Найдите его!
Но никто из солдат не двинулся с места.
- Почему вы стоите?! Почему не выполняете – приказ Царя?! – вспыхнул Царь, чуя неладное. Лицо его сделалось бледнее обычного.
Преданный начальник личной охраны Царя, сделал большой шаг к Царю и стал на правое колено перед ним.
- Samar Obrin – не исчез мой Царь. Он мирно спит в твоём троне, в двадцати шагах от тебя, мой повелитель.
И Царь быстро бросил гневный взор в сторону своего законного трона, где кроме него никто не мог находиться. Там спал Samar Obrin. Разговор с Царём видимо утомил бездомного.
- Тогда мой город будет – десятым по счёту! – откуда выбросили этого наглеца!
И наспех разбуженного Samar Obrinа – поволокли, как преступника к Главным Воротам Десятого Города.
– Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. Сказал так, чтобы было понятнее.
– Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?
И тут прокуратор подумал: «О, боги мои! Я спрашиваю его о чем-то ненужном на суде... Мой ум не служит мне больше...» И опять померещилась ему чаша с темною жидкостью. «Яду мне, яду!»
И вновь он услышал голос:
– Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.
М.Булгаков.
Эти строки никаких ассоциаций не вызывают?
Samar Obrin відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
Вызывают, само собой.
Пилат действительно спрашивал у еврея: что есть истина?, но не потому, что не знал, а потому что римская истина - стояла выше любой другой. А хитрый апостол, впоследствии, выдал это за то, что НИКТО не знал, что есть истина, кроме еврея.
Не знал ли римлянин, что такое - его истина? Ха!
там просто похожі деякі загальні речення... по іншому написано... та інколи у тебе з Булгаковим похожий стиль написання.... Особливо сподобалось - жизнь человека слишком коротка Царь, чтобы ещё успеть служить и тебе, и другим, и многому большинству.
Samar Obrin відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
жизнь человека слишком коротка Царь, чтобы ещё успеть служить и тебе, и другим, и многому большинству.
и что важно понимать: даже при ДОЛГОЙ, если угодно даже ВЕЧНОЙ жизни - герой бы не стал СЛУЖИТЬ никому..Т.е. "краткость жизни" - взята просто для художественного приёма, но не как главная причина - ПОЧЕМУ он не служит...
У тебе получилась дуже щира розмова. Я перечитувала «Samar Obrin» кілька разів, щоб зрозуміти чи все правильно розумію, але цікаве інше ця твоя розповідь нагадала мені роман Михаил Булгакова "Мастер и Маргарита" розмову Глави 2...
Чудово написано...
Samar Obrin відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
можешь показать это место, просто скопировав его сюда?
Ви мене неправильно зрозуміли. Мені цікаво, чи Вас не виховували християнином, чи Ви розчарувалися в цьому. Мене тільки це цікавить.
Samar Obrin відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
меня никто не воспитывал... Детство мне подсказало искать СВОЕГО бога...Христианский никогда не был мне близок...В конечном итоге - я стал врагом всех богов...
Чесно скажу - я вірю. Тому, мабуть мені так цікаво, чому інші не вірять. Я якраз читаю Біблію перший раз. Але вірю, бо бачу в цьому смисл. А Ви чому не вірите?
Samar Obrin відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
(Вы же не думаете, что я буду переубеждать Вас, верно?)...Религия не должна мешать здравому рассудку, а тем более - общению...Думаю, чтение не пройдёт впустую для Вас...Прочтите, конечно
Почему, я не верю?...Однозначно не отвечу. Но в прошлом, я искренне хотел того, чего и Вы - милостивого бога НАД собой...
В коментарях читала, що жодна з релігій Вам не близька... але хіба в даному випадку Ви не писали про смоковницю, про яку говориться в притчі Ісуса Христа?
Samar Obrin відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
написал...но дерево - "смоковница" - растёт само по себе, а Иисус - был сам по себе...Просто - на смоковнице повесился, кстати, и Иуда...То есть, дерево многозначительное...