...Ее сценический псевдоним буквально означал «воробушек» и указывал как на воробьиный рост – всего 142 сантиметра – так и на образ жизни. Воробьи скачут по мостовым, отыскивая корм; так и она находила свой кусок хлеба на улицах. Она пела на площадях Парижа, хотя, пожалуй, обстоятельства вели ее к несколько иному занятию на Пляс Пигаль.
Родилась она в разгар Первой мировой. Мать оставила ее почти сразу после рождения; девочку воспитывала бабушка, а бабушка содержала бордель. Мадам и десяток проституток – вот такая семья. В три года ребенок ослеп; когда девочке исполнилось семь лет, девицы собрали денег и повезли ее к Святой Терезе в Лизьё; неизвестно, доехали ли паломницы до Святой, но зрение к девочке вернулось. До последнего своего дня она верила, что исцеление было чудом; вполне может быть, но чудо это получилось совсем по французской поговорке: "Помогай себе сам, и Бог тебе поможет".
После Первой мировой войны отец девочки пришел с фронта и занялся своей довоенной профессией – он был уличным акробатом. В 1929 года он забрал дочь от бабушки – ей жилось там не то чтобы плохо, но родители из благочестивых семейств не хотели видеть в школе ребенка из борделя, учиться она не могла. Вот так и началась ее воробьиная карьера – пение на парижских улицах и площадях.
Там ее и заметили – она, наконец, оказалась, на настоящей сцене, ее выступления в парижских кабаре принесли ей славу и успех. Дальше жизнь певицы шла словно по тексту пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион»: судьба то и дело сталкивала ее с теми, кто учил ее музыке, пению, а также манерам, правильной речи, грамоте, искусству создания сценического образа.
Прожила она совсем недолго, 47 лет, но каких лет! - целых две мировых войны выпали на ее долю. Имя певицы – Эдит – это память о Первой мировой; по некоторым данным, так ее назвали в честь французской медсестры Эдит Клавель, расстрелянной немцами за то, что помогала французским солдатам бежать из плена. «Воробушек» походила на эту героиню не только именем; во время Второй мировой Эдит выступала перед военнопленными в немецких концлагерях, а также охотно фотографировалась с немецкими офицерами на фоне пленных. Потом с помощью этих фотографий Сопротивление производило фальшивые документы для французских солдат, бежавших из немецкого плена. Этот ее подвиг стал известен не сразу; после освобождения Франции Эдит объявили предателем-коллаборационистом, однако члены французского сопротивления вступились и обнародовали факты ее участия в спасении пленных. Эдит была полностью оправдана, а ее карьера продолжилась.
Но и после войны жизнь певицы не уставала испытывать ее на прочность. Несчастья и болезни сыпались на нее со всех сторон, а слава – теперь уже мировая – никак не могла ее защитить от этих бедствий. Ее песни звучали по всему миру и взбирались на высшие позиции хит-парадов, но тело ее постепенно сдавалось. Она все чаще попадала в госпитали и проводила там долгие недели; как только Эдит чувствовала себя лучше, она возвращалась на сцену.
19 декабря 2016 года - 101 день рождения Эдит Пиаф. Одна из самых ее известных песен – «Я ни о чем не жалею»; в свое время она стала гимном французского Иностранного легиона. Пожалуй, песня эта может служить и девизом ее жизни. Ни беды прошлого, ни горести настоящего, ни страх будущего не заставили ее утонуть и раствориться в горечи и самооплакивании; в немногочисленных, кратких, мимолетных радостях «здесь и сейчас» черпала она силы, чтобы жить и петь – и дарила эти силы другим.
Послушайте - Edit Piaf Non, je ne regrette rien / «Я ни о чем не жалею» / https://youtu.be/Q3Kvu6Kgp88