Страшная месть, или Предел человеческих возможностей
Вещи тоже мстительны. И чем вещь неказистее, тем страшнее ее месть.
Был когда-то давно у меня костюм одного довольно известного неизвестно чем кутюрье. Смелый фасон костюма был технологично сбалансирован исполнением: по-видимому, костюм был сшит из того самого "наидешевейшего туальденора", в котором щеголяли старухи, оккупировавшие бывший дом бывшего уездного предводителя дворянства Воробьянинова. Но нет, не спасал смелый фасон и не помогало имя кутюрье: туальденор решительно снижал впечатление и вообще не держал форму. А потом я попал под дождь, и смелый фасон приобрел совершенно абстрактные очертания. К тому же костюм - изначально черный - пошел желтоватыми пятнами и превратил меня в своего рода рыцаря в леопардовом пиджаке и в леопардовых же брюках. И я его с облегчением выбросил и о нем тут же забыл.
Но ущербный плод прикладного очковтирательства не канул в прошлое - он приготовил мне жестокую месть. Изредка я бываю нездоров; тогда я люблю утешать себя, перебирая в памяти свои путешествия: Амстердам, Москва, Будапешт, Рим, Берлин, Дрезден... Вот такая у меня традиция - я нахожу весьма вдохновляющими такие воспоминания. Однако недавно обнаружилось в этом нечто непредвиденное, что перевернуло привычный ход моих нечастых хворей с ног на голову и вообще меня огорчило.
Я совершенно случайно как бы взглянул на себя в своих воспоминаниях и вдруг выяснил, что в Амстердаме, Москве, Будапеште, Риме, Берлине, Дрездене и вообще везде-везде я был в том самом костюме. Нет, я точно знаю, что не был, костюм ни разу не покидал пределы родины, не на мне, во всяком случае, но вижу я себя только в нем - в его леопардовый период. И ничего мое знание с моими воспоминаниями поделать так и не смогло - всюду теперь в иностранную панораму моей памяти вбит силуэт в черно-желтом однобортном безобразии.
Нет, никогда не покупайте и не носите плохих костюмов. Это стигма на всю жизнь.
Вы избавитесь от них при первой же возможности, досадуя о приобретении, вы забудете о них, как только избавитесь, а они, эти плохие костюмы, будут вам мстить - жестоко и изобретательно. Потом вы купите себе десяток отличных костюмов, сносите их с удовольствием и не без шика, и даже, возможно, пожнете какие-то комплименты. И эти достойные вещи никогда и никак вам о себе не напомнят, в этом, собственно, и состоит достоинство такой вещи как костюм - четко знать свое место и сидеть на этом месте безукоризненно. А один плохой костюм будет напоминать вам о себе всю жизнь - и не только вам; люди, и не только женщины, как-то легче запоминают "того типа в ужасном костюме", чем человека в костюме приличном. А потом еще внезапно он "пропишется" в ваших воспоминаниях, откуда выбросить его намного сложнее, чем из шкафа.
Нет, никогда и ни за что не покупайте и не носите плохих костюмов. Они вам обязательно отомстят - за самую свою неказистость, для которой унизительно не только быть вообще, но и быть купленной и надетой так, как если бы она была на самом деле достоинством. Ведь если бы не косые и кривые человечьи руки, плохие костюмы не появились бы на свет вовсе, или появились бы совсем другими - "посмотрите на лилии" или на что угодно, к чему не прикасались человеческие руки. Или, в конце концов, посмотрите на хороший костюм. Нравится? Не стыдно себя в таком вспомнить? Нет, не покупайте и не носите плохих костюмов. Они вам обязательно отомстят - вашим унижением за свое унижение.
П.С. Только так - не покупать и не носить! Потому что не шить плохих костюмов - это выше предела человеческих возможностей!
Насчёт первого не уверена. Кажется, это было в "Тапочках", а там рассказ ведётся от лица автора.
Максим Тарасівський відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
"Записки сумасшедшего" тоже написаны от первого лица, однако же поименовано это лицо Аксентий Поприщин, а не Николай Гоголь. Мое первое лицо в "Тапочках" кличут Димкой