Сайт поезії, вірші, поздоровлення у віршах :: Georg Ajariani: Пепел мёртвых книг - ВІРШ |
UA | FR | RU Рожевий сайт сучасної поезії |
|
Додавати коментарі можуть тільки зареєстровані користувачі..
КОМЕНТАРІ inki, 10.11.2022 - 15:40
Если бы кто-то составил список самых креативных и пафосных тем, наверное, образ бритвы бы там был лидером. Если начинаешь повесть с этого, то даже интересно, на какой высоте должна быть нота, способная "перекричать боль суицида"...Тема пограничности не очень сочетается с семантикой. Дважды повторенная схема "края": "край лезвия" и "граница неба" выглядят не как усиление. Без подготовки читателя о причинах такого края, выглядят чем-то вроде рекламного зазывного слогана и желания быть прочитанным. И все-таки, возвращаясь к названию "Пепла мертвых книг", читатель уже худо/бедно прожегся темой, а тут его еще и холодное оружие. Разделенность написанного и вовлеченность в него появляется к финалу. Но показалось, что современные события достойны каких-то других образов, не оттуда из прошлого, затертого сотнями эпохалок на массовых ресурсах, а чем-то болезненно-живым, неказистым, но только авторским. Старые меатофоры глушат время современной боли, как динамит рыбу. А здесь еще и молот с наковальней. Ну если обыграть сюжет в красках боли сегодняшних, тогда и пепел книг, из-за которых как считает ЛГ, будет уместен...Но это логически не очень верный ход, одновременно "убивать книги", пусть даже и идентифицируя их с собой, и брать в оборот их прежний опыт. Со стилем, логикой тоже не все ОК. Просто фрагменты: шумит потерянная кровь (?) и Лежу, раздавленный войной но до этого уже все потерялось...Кровь потерянная. Нагнетание, в котором нет логики, позволяет предположить, что опыт не пережит, а придуман. Прозвучавшие слова и оценки касаются только предоставленного текста. Никак не нацелены и не должны резонировать на уровне личности самого автора. Там начинаются и живут совсем другие акценты. Могу ошибаться, но космоса подвалов по эмоциональной составляющей стиха и его невербалки я не почувствовал. Только образ, а значит, тоже пепел. Georg Ajariani відповів на коментар inki, 30.11.2022 - 13:36
Проблема в том, что вы возможно не поняли тематики стиха. Этот стих - не очередные причетания на тему войны, а превращённая в текст боль за книгами, которые перерабатывают на макулатуру. Жертвами так званого культурного фронта уже стали много русских класиков, а так же современные фантасты. Именно против этого написан стих. Так как войны - преходят и уходят, а литература - вечна. И потому и образы отсылают к поетической класике ХIХ и ХХ. Те же молот и наковальня, та же бритва, это осознано отсылки на серебреный век.Дальше: Галактика полуподвальная. Полуподвальная. Это во-первых, полуподвальное помещение где работал Мастер, во-вторых улица Малоподвальная, из "Белой гвардии". И опять таки, галактика - это не подвал. Галактика=книга. так как каждая книга - целый мир, целый космос, на каком бы языке она небыла бы написана и каких бы полетических взглядов не предерживался автор. Дальше. Потеряная кровь. Кровь=жизнь. Пока книги кто-то читает, их герои живы в сознании. Когда книги здают на макулатуру - их герои для большенства мертвы. и сама книга мертва. вот и потеряная кровь. вот и мёртвые книги. ЛГ лежит раздавленый не бомбами-ракетами, а межнациональной ненавистью и культурной враждой. Для него те книги, от которых все отвернулись - часть души. по тому если книги стали пеплом, то и он от ныне - пепел. пепел мёртвых книг. Да и с точки зрения прагматической логики: 1. Раздавленый - действие завершенное. Так что логично, что всё уже потеряно. 2. Если человек (пусть ещё живой) лежит со смертельним ранением и не может встать - витекло ли из него сколько-небуть крови? Конечно да. Тем более, что кровопотеря не у ЛГ, а у полуподвальной галактики. Следовательно ЛГ не ранен, но теряет то что ему дорого(полуподвальную галактику), от которой он не отходжит не не на миг, даже понимая, что будет зажат между молотом и наковальней. И как логическое следсвие - ЛГ раздавлен. Georg Ajariani відповів на коментар inki, 30.11.2022 - 13:48
Дальше. Лезвие не суицид. Лезвие - шаткий баланс. ЛГ раздавлен войной, по тому, что не принял ни одну из сторон войны. Ни молот, ни наковальню. Он между ними. Ибо ЛГ - гражданин мира, для которого нет своей и чужой культуры, ведь есть вещи важнее государственых интересов. Это искуство, философия, познание мира. В конце концов - это человечное в человеке. И будучи гражданином мира, а не патриотом государства, сохраняя нейтралитет свободного художника, он ходит по лезвию бритвы.И да, край лезвия ещё и рубеж жизни и сметри, тоесть граница земли и неба. К тому же у границы неба есть ещё один смисл - отречение от земли. Патриотизм = любовь к родной земле, войны идут за землю, по земле проведены границы. Но небо обшее для всех. По тому ЛГ ходит по небу. Но тут возникает оксиморон: граница неба. Он вызван желанием людей разграничить духовное на "наше" и "их", перетягивание туда-сюда Гоголя, отречение от Булгакова, забывая, что любой шедевр литературы - достояние всего человечества и делить культуру то же самое, что делить небо. И на последок: этот стих - не манифест/реклама/желание превлечь внимание. И даже не искуство ради искуства. Это то, что я чуствую написаное так, как я это чуствую. |
|
|