Король Людовик получил когда-то
Семью изящных кукол-автоматов,
Которые писали, рисовали,
Играли польки или, может, вальсы
Монархия роскошно догнивала,
Прискучили балы и карнавалы,
И вот дары часовщиков-швейцарцев
Пополнили собой черёд сенсаций.
Триумф искусства, красоты и жизни
В умнейшем, но бездумном механизме
Казался власть имущим лишь курьёзом.
Ах, им бы призадуматься – но поздно!
Не пОнятой природа человека
Осталась для французов, римлян, греков:
Власть, вместо просвещения народов,
Играть предпочитает в кукловодов …
А по стране рабочие крушили
Фабричные и прочие машины,
Дошли и до хозяев с их дворцами –
Но это всё вы знаете и сами.
Железный век сумбурен и изменчив:
Машин - всё больше, королей – всё меньше.
И даже Нострадамус не предскажет,
Какая нам на завтра карта ляжет.
И лишь в музее кукла с клавесином
Как прежде, безмятежна и красива,
По-прежнему - в изысканной одежде,
И так же безошибочна, как прежде.
Сюда не допускают шум снаружи,
А то ведь королевская игрушка,
Услышав, как орёт её праправнук,
Бренчит, бранясь: "О времена! О нравы!"
Aндроиды - большие механические куклы, названны по фамилии часовщиков семьи Дро (;-D). Первую автоматическую куклу Пьер-Жак Дро сделал в 1773 году. Андроид назывался "Пишущий мальчик". Он выводил гусиным пером на чистом листе бумаге фразы, промокал чернила, задумчиво смотрел на написанное, а затем выбрасывал листочек и снова начинал писать. Премьеру "Мальчика" Дро устроил в Париже в 1774 году — при дворе только что вступившего на трон Людовика XVI "живая" кукла вызвала ажиотаж. Затем Дро вместе с сыном Анри сделал еще две куклы — "Рисовальщика" и "Музыкантшу". "Рисовальщик" рисовал карандашом на бумаге собачку и подписывал свой рисунок. "Музыкантша" была более сложной, над ней работали уже три часовщика — отец и сын Дро, а также Фредерик Лешо. "Музыкальная" женщина сидела за самым настоящим, только очень крохотным, клавесином и могла исполнить на нем пять музыкальных композиций.
Появление в Европе в конце XVIII века "заводных людей" было связано с попытками объяснить природу человека вообще. Еще в XVII веке Декарт говорил о человеке "как механической машине, наделенной душой". Философские дискуссии на тему "механики человека" не утихали на протяжении всего века Просвещения: философ Ламеттри ответил Декарту книгой "Человек-машина". Заводные игрушки были столь популярными, что на четыре десятилетия вытеснили традиционное механическое чудо тех лет — карманные часы. Игрушки, изготовленные Дро, хранятся в музее в Париже и до сих пор находятся в рабочем состоянии.
Подробнее http://kommersant.ru/doc/620946/print