Чуть раньше сегодня я рассказал немного об авторе песни "Реве та стогне Дніпр широкий" (Откуда есть пошла песня http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=709085), а теперь немного отсебятины.
Лет 30 назад бегало в низовья Днепра небольшое плавсредство под гордым именем ПТ212. Пропорциями судно напоминало легендарные линкоры "Тирпиц" и "Бисмарк" - поперек себя шире; зато плоскодонный ПТ мог привалить ко всякому пляжу, и любое прибрежное мелководье было ему нипочем.
Ослепительный никель, геральдическая тяжкая медь и прочие морские украшения – нет, этого всего не досталось ПТ212. Более всего кораблик напоминал несколько сараев, один за другим установленных на баржу, борта которой, впрочем, едва возвышались над водой. Окрашены сараи были в небесно-голубой цвет, что, безусловно, выделяло судно среди прочих, обычно - белоснежных.
Двигатель ПТ212 - вероятно, нечто музейное, - говорил голосом нашей дачно-кооперативной водокачки; тах-тах-тах - неторопливо разносилось над Днепром, когда ПТ212 тащился вдоль берега, до предела загруженный дачниками, детьми, корзинами и стройматериалами.
Как-то вечером мы на этом ПТ212 шли с дачи на острове в Херсон. День был ясный, но к вечеру небо налилось чернотой, а следом помрачнел и Днепр. Сверху задул ровный ветер, и вода послушно принялась волноваться. Наш кораблик, немного поупиравшись, все-таки подчинился ветру и воде: немощный двигатель не мог преодолеть силу волн, а его неуклюжие надстройки оказались прекрасным, но совершенно неуправляемым парусом.
Вот тут-то Днепр себя и показал. Как только река развернула ПТ бортом к воде и ветру, пассажиры принялись охать и вскрикивать. Крен, глухие удары в корпус, дрожь всего голубого тела ПТ вселяли в людей настоящий ужас. Я бурно ликовал: ШТОРМ!
С каждой минутой кораблик уносило все дальше от Херсона; вот мы уже и наш дачный остров миновали, теперь едва видимый за порывами воздуха, загустевшего от воды, сорванной ветром с верхушек волн, которые теперь ходили горами - а между ними разверзались ямы и провалы. Немногие пассажиры видели эту красоту - ведь иллюминаторов в надстройках ПТ было не больше, чем незаколоченных окон в доме помещика Коробочки: два, одно из которых было заклеено синей сахарной бумагой.
Наш седой капитан, сохраняя полную невозмутимость и презрительно поглядывая на пассажиров и шторм, что-то неслышно гаркнул рулевому, и тот вовсю закрутил штурвал. Вот когда пригодилась плоскодонность ПТ! - судно уткнулось носом в камыши у берега и остановилось, теперь уже только содрогаясь от ударов волн и ветра.
Через час из Херсона примчался другой дачный корабль, поновее и помощнее, подхватил нашу посудину на буксир и мигом отволок в порт. Мы были спасены.
Лет через 30, наблюдая внезапный шторм на Днепре против Киева, я вспомнил тот давний рейс на смешном допотопном ПТ и записал в блокноте:
на старом русле, взрезанном луной,
c водобоязнью бешеной собаки
трясется бакен, careless ковбой,
и свист нехарактерный, свист такой,
как будто всех наверх свистают раки,
собравшись в круг над Лысою горой,
и кружевами пенится вода,
рычит глубин невидимое горло,
и вовсе безо всякого труда
самой себе до самого до дна
водоворотов яростные сверла
река вгоняет с воплем "ерунда!"
Но, безусловно, "Реве та стогне Дніпр широкий" Крыжановского на стихи Шевченко гораздо лучше отображает наш старик Днепр, да и то мое давнее приключение на реке - тоже. Сегодня - 160 лет со дня рождения композитора.