Весенние праздники 12-го года. Великое Воскресенье (Письмо в метрополию)
. Он говорит в ответ:
— Мертвый или живой,
разницы, же́но, нет.
Сын или Бог, я твой.
И. Бродский, "Натюрморт"
Тиберий, аве! Вынужден опять
тревожить твой покой из Иудеи
наместник Понтий. Должен написать
о том, что сотворили фарисеи,
потребовав обречь на смерть Христа —
пророка и врача. Он был из местных...
Воскресшего по снятии с креста,
Его святят двенадцать неизвестных.
Тиберий, их — двенадцать, но они
идут по Палестине, и за ними —
не бунты, не разруха, не огни
пожарищ, но — Его живое имя.
Тиберий, говорят, что Он — воскрес.
Не стану врать — не видел. Но однако
пуста Его гробница и окрест
какие-то таинственные знаки
присутствия казнённого, и я
не знаю объяснения приметам
вернувшегося из небытия.
Он — Бог, мой император, верно это,
как верно то, что нет за Ним вины
по совести и по строке закона
империи и местной стороны,
но — ненависть толпы, синедриона
и Ирода Агрипы: дело в том,
что воскрешал из мёртвых по субботам,
кормил хлебами и поил вином,
а это — грех (по выходным работа)...
Они Его встречали как царя
и ждали бунт, а Он давал им веру...
Он принял, ничего не говоря,
вердикт. И умер в муках. Но пещеру,
в которой был положен, ныне смог
покинуть, не порушив покрывало
и камень. Цезарь, думаю, Он — Бог...
К тебе идёт Мария из Магдалы
пенять меня, отдавшего на крест
Христа, и рассказать тебе о чуде...
Тиберий, Он воистину воскрес
и жив. Он — жив. Уже болтают люди,
что я казнил невинного. Но Он
казнён толпой фанатиков, Тиберий.
Я думаю, что римский пантеон
на всякий случай даст и новой вере
пристанище: не всё решит булат
оружия. Он — жив, Его идеи —
уже живут... До встречи. Твой Пилат,
наместник и правитель Иудеи.
Все верно, Саша, да, все верно... Пилата и жена предупреждала о невиновности Иисуса, и сам он прекрасно все осознавал, но оказавшись между молотом и наковальней (цезарем и синедрионом)предпочел "умыть руки", о чем сожалел и раскаивался всю свою жизнь. Не находя себе прощения, через несколько лет, потеряв власть, наложил на себя руки.
Не знаю точно, писал ли он такое письмо... наверное он все-таки хотел оправдаться перед цезарем... вполне возможно...
Да, еще Мария Магдалина... Неужели она таки решалась пойти в Рим с жалобой?
Видите ли Саша, мне кажется, что историческая поэзия должна основываться только на подтвержденных фактах. Как вы считаете?
Очень понравился стиль написания! Легко, непринужденно! Хотя я понимаю, что за этой легкостью стоит не только талант, но и труд Мастера.
Олександр Пахнющий відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
1. Понтий писал письмо с оправданиями, это - факт.
2. Магдалина была у Тиберия, это он сказал: "Поверю, когда это яйцо станет красным...".
3. Тиберий вносил предложение в Сенат причислить Христа к Пантеону Римской империи (т.е. "кооптировать" в число римских богов - Сенат отказал Тиберию). Предлагал ли это Пилат, никто, конечно, не знает, тут - литературная вольность.
Т.е. событийный фактический материал - точен, а что именно и какими словами писал Пилат Тиберию - этого никто пока не знает. Понтий предал не столько Христа, сколько себя, свою совесть, - этот вопрос мне и интересен по факту.
Спасибо, Наталья!