Финансовая пропасть, говорил Бендер, самая глубокая из всех пропастей, в неё можно падать всю жизнь. А я, кажется, нашел еще более глубокую пропасть – только в нее падать не приходится, мы в ней сидим от рождения, на самом её дне, и потому можно не падать, а выбираться из неё, и тоже всю жизнь. Это бездна невежества – она столь же глубока, как финансовая, а Марианская впадина значительно уступает им обеим.
Буквально два-три дня тому назад я опубликовал ностальгический очерк «Чудесный год», в котором прозвучало словечко из детства – «кушири». Так у нас на нижнем Днепре называют водоросли, образующие на глубинах до 3 метров мощные заросли, тянущиеся вдоль берегов на многие километры. Это своего рода живые изгороди, сквозь которые пловцу приходится продираться к чистой глубокой воде. Впервые я обратил внимание на звучание слова «куширь», «кушири» - какое-то дальневосточное, сахалинское, даже японское, как Кунашир. Земляк мой подхватил его, тоже вздохнул о детстве – и тут я впервые задумался о том, что же это за водоросли, как называются: ведь там не одна их разновидность, там их десятки, а я знаю только микроскопический вольвокс и упомянутую в очерке валиснерию, потому что выращивал ее в аквариуме. Задумался, полез в энциклопедии и справочники – и прежде всего в очередной раз убедился, как глубока бездна моего невежества. Вам приходилось оказаться в компании иностранцев, языком которых вы не владеете даже на уровне алфавита? Тогда только и остается, что указывать пальцем на предметы или изъясняться пантомимой. Вот примерно то же вышло с куширями. Они, между прочим, даже не водоросли!
Именно потому, что кушири – не водоросли, я не мог найти ни одного знакомого изображения в выдачах гугла. Более того, кушири – это вовсе не родовое универсальное название водной растительности. Наш украинский «кушир», а по-русски роголистник полупогружённый, или роголистник подводный, роголистник светло-зелёный, Ceratophyllum submersum L. – это вполне определенное растение, причем в зарослях подводной растительности даже не самое заметное. Кушир, роголистник – это так называемые макрофиты, высшая водная растительность, видимая без микроскопа, снабженная корнями, стеблями, листвой, цветочками и плодами. Водоросли – это все микроскопическое, одноклеточное, редко чуть больше, чем одноклеточное, и без всякой кроны и прочих признаков настоящего растения.
Это прекрасно, но кушир – это очень маленькое растение, культивируемое аквариумистами, оно редко вырастает длиннее 50 см, и вот эти наши монументальные «кушири» на Днепре – это не он, те заросли - наподобие великой китайской стены и наверняка видны из космоса даже невооруженным глазом! Снова помычав и проделав несколько более-менее удачных пантомим перед гуглом, я добился правды. Те растения, которые в Днепре образуют мощные заросли, целые подводные леса, это рдестник (укр. «рдесник») (Potamogeton L., фото 2), рдестник злаколистый (Potamogeton gramineus) и рдестник курчавый (Potamogeton crispus). Этот последний я бы назвал как-то иначе, потому что его гофрированные листья не просто «курчавяться», они намного жестче листьев обычного рдестника и даже слегка царапаются. Может быть, рыбы об него чистятся от паразитов, которые досаждают им летом; вообще эти заросли для рыбы – дом, убежище, пастбище (для хищника – охотничьи угодья), а также нерестилище.
Рдестник стоит того, чтобы изучить его поближе, желательно под водой, надев маску: свободно колыхаясь в толще воды, он во всей красе представляет свои довольно крупные темно-зеленые и вместе с тем полупрозрачные, чуточку упругие, как бы из геля сделанные листья, продернутые во всю длину толстыми и тонкими золотыми нитями; эти жилки идут от стебля к верхушке листа параллельно, не разветвляясь, как если бы это был рисунок не листа, а ткани, и довольно стильного фасона. Присмотревшись (если хватит дыхания), можно заметить сходство листа рдестника с листом таким древним растением суши как гингко двухлопастное (Ginko Biloba), у которого жилки тоже идут от черенка к краю листа без разветвлений. Может, и гинко в далеком прошлом - водоросль, пардон, высшая речная растительность.
Помимо чистого знания, названия речных растений имеют и практический смысл: каждое из них растет на определенной глубине, предпочитает тот или иной грунт на дне, служит кормом или убежищем для тех или иных видов рыб и насекомых. А то читаешь в каком-то «Любительском рыболовстве», что «на глубине до 2 м хорошо растут рдест, рогоз» - а как это выглядит, не знаешь и лезешь в воду, не зная коду. Впрочем, мне и эта частица знания, и охота за ней уже доставили столько удовольствия, что какая-то практическая польза от этого – это уже сверхприбыль!
Рдестник - вот что на этот раз обнаружилось в бездне моего невежества. Теперь уже известно и установлено: именно и прежде всего рдестник и рдестниковые создают в наших реках, речках и лиманах мощные заросли, непроходимые подводные джунгли, «кушири» в нижнеднепровском просторечье.
…а вы заметили, как перекликаются и даже переплетаются «простая речь» и «речка» в этом контексте. Совсем как кушири!
11/2020
ID:
893845
ТИП: Проза СТИЛЬОВІ ЖАНРИ: Ліричний ВИД ТВОРУ: Поема ТЕМАТИКА: Філософська лірика дата надходження: 03.11.2020 13:56:36
© дата внесення змiн: 03.11.2020 13:56:36
автор: Максим Тарасівський
Вкажіть причину вашої скарги
|