Хоть я сам и забавляюсь изящной словесностью, но из (пред)осторожности называю себе автором, а не писателем. Писатель создает свои тексты со знанием дела – у него не просто «так получается», у него получается именно так, как он хочет. Среди множества навыков, которыми должен владеть такой мастер, есть и умение сделать текст интересным. Феномен интересного – настоящая загадка, у которой разгадок множество, и все правильные, но ни одна этот феномен не исчерпывает. Есть среди них и «саспенс», иначе говоря, нагнетание: заставить читателя тревожиться и ожидать событий, которые автор оттягивает до самой последней страницы. Напряжение растет, темп нарастает, но читатель не пролистывает, даже «перебивки» и ретардации не пропускает, а лишь читает быстрее, ожидая со все большим напряжением самого главного – развязки.
Например, одна из историй о муми-троллях от Туве Янссон. С первых же страниц в упоительно-прекрасный мир долины муми вторгается тревога.
Ондатр сообщает, что «это неестественный дождь… в воздухе что-то есть - какие-то предвестья» - и попробуйте не насторожиться на такое заявление, попробуйте не начать нюхать воздух, оглядываясь по сторонам, где все так мирно, так по-прежнему – но на все уже пала какая-то прозрачная тень. Да нет, пустяки, ондатр же склонен размышлять о тщете всего сущего, вряд ли ему стоит верить, но все равно – не тревожится уже не получается.
А потом эти предвестья уже не в воздухе, потом это уже вполне зримые знаки, которые видят все. Кто-то складывает жемчужины в виде звезды с длинным хвостом – кто, как, зачем, почему звезда, зачем ей хвост? Потом груши, падая с дерева, сами собой укладываются в тот же узор – хвостатая звезда. Вопросы множатся, их все больше, а ответов нет, и прозрачная тень над долиной сгущается, тревога – саспенс! – нарастает. Тревожно, Господи Боже мой, как тревожно!
И каждый новый знак и предвестник в мире долины, в которой больше ничего необычного не происходит, играет на замысел автора, заставляет читателя тревожиьтся и читать все быстрее и быстрее. Потому что напряжение невыносимо, и только развязка, даже такая ужасная, как прилет той самой хвостатой звезды-кометы, положит конец этому бесконечно нарастающему напряжению и невыносимому ожиданию неизвестного, а потому – пугающего.
И, как всегда, смысл всех предвестий и знаков становится понятен только тогда, когда разразится катастрофа. В этом слабость всех пророчеств – и сила литературы, точнее, писателя. Жизнь не предполагает шанса подтасовать события в правильной саспенс-последовательности, логично ведущей к развязке. Все происходит, как происходит, и мы извлекаем предвестья не из новостей, а из архивов и учебников истории. А литература дает возможность писателю организовать саспенс, сделать текст интересным, доставив читателю удовольствие, а себе – средства к существованию.
…натолкнулся вчера на фото, сделанное прошлой весной. Тогда я подумал – красиво, словно обитатель неисследованных глубин океана, космоса или микромира, а теперь-то… - нет, это предвестья, знаки... настоящий саспенс!
ID:
868910
Рубрика: Проза
дата надходження: 22.03.2020 13:17:06
© дата внесення змiн: 25.03.2020 10:45:17
автор: Максим Тарасівський
Вкажіть причину вашої скарги
|