Сайт поезії, вірші, поздоровлення у віршах :: Ник.С.Пичугин: 6. Архетипы - ВІРШ

logo
Ник.С.Пичугин: 6. Архетипы - ВІРШ
UA  |  FR  |  RU

Рожевий сайт сучасної поезії

Бібліотека
України
| Поети
Кл. Поезії
| Інші поет.
сайти, канали
| СЛОВНИКИ ПОЕТАМ| Сайти вчителям| ДО ВУС синоніми| Оголошення| Літературні премії| Спілкування| Контакти
Кл. Поезії

  x
>> ВХІД ДО КЛУБУ <<


e-mail
пароль
забули пароль?
< реєстрaція >
Зараз на сайті - 1
Немає нікого ;(...
Пошук

Перевірка розміру



honeypot

6. Архетипы


Проект "Ребенок" (*)

    Из всего, что уже сказано о Второй сигнальной системе, очевидно следует, что сенсорный сигнал подвергается матрификации, по крайней мере, дважды. Первичная матрица содержит информацию о форме внешней среды и поступает для обработки в Первую сигнальную систему. Для Второй сигнальной форматируется информация, отражающая суть происходящего. Процесс вторичной матрификации идет тоже в чувственной зоне психики, но не в квадранте Ид, как для Первой, а в квадранте Дао. Как показывают наблюдения, для малышей характерно двоякое восприятие предмета: как единого целого – либо (и) в мелких деталях (т.н. «элементарное восприятие»). Это и есть матрицы предмета или события: низкоразрешающая первичная, и вторичная – со сверхвысоким разрешением. С развитием они сливаются в единый образ, что позволяет ребенку реагировать на суть и форму ситуации единым действием. С легкой руки К. Г. Юнга вторичные матрицы называются «архетипами» сигналов (а также их источников). Архетип ситуации – это абстрактная суть события, его духовная аура, эстетическая структура момента. Сама процедура вторичной матрификации также имеет специальное название: «подведение». Иммануил Кант говорил, что под конкретное событие «подводятся» абстрактные идеи. Мы следуем приоритету Канта, но вместо термина «подведения» читатель свободно может применить слово «понимание», это одно и то же. Понимаем мы (собеседника, сообщения, события, что угодно) только на уровне Дао, это инструмент понимания. Узнавать можно тоже что угодно – прогноз погоды, однокашника в толпе – но это распознавание формы, а не сути. 

    В кантовской концепции «подведения» мне (и Г.В.Ф. Гегелю тоже) трудно согласиться только с одним обстоятельством: с множественным числом. Складывается впечатление («анализ показывает»), что абстрактная идея только одна; она диссоциируется (распадается) на отдельные «абстрактные идеи» только в процессе «подведения» – и только потому, что применяется к фрагментированному потоку. 
    Максимальное приближение к абстракту дают общие слова «хорошо» и «плохо». Все многообразие «абстрактных» (т.е., наиболее общих) идей создается многообразием сенсорных сигналов, которым дается эта бинарная оценка при их прохождении через Дао. Другими словами, информация о материальном внешнем мире является лишь информационным поводом для трансляции абстрактных идей во внешнюю среду. Думаю, аналогия с медийным потоком (на уровне монтажа) не только весьма иллюстративна, но и вполне адекватна. Дао можно рассматривать как источник совершенно специфической информации, отдельной от всякой фактологии. Отдельной – до самого момента монтажа; т.е., вторичной матрификации. В отличие от сенсорной (ординарной) информации, которая состоит из знаков, абстрактная – которая продуцируется Дао – это способы форматирования знакового потока. То есть, говоря языком матлогики, единицей абстрактной нейроинформации является предикат – оператор в знаковом поле сенсорного сигнала.

    В обывательском сознании (а по отношению к Юнгу обывателями следует считать всех без исключения) юнговские «архетипы» ассоциируются с неким зрительным образом; но это только аллюзия, релевантная ассоциация формы и сути, которая закреплена повторением. Юнг строил архетипы психических структур (это ведь тоже источник сигнала). Зрительный образ такой структуры создается теми формами внешней среды, которые имеют тот же архетип. То есть, это материальные прообразы психических структур. В младенчестве, например, прообразом Дао является (как правило) мать, в раннем дошкольном возрасте – отец… Архетип «Отца» отражает этап развития Дао в этом возрасте, но, как показывает контент-анализ, психическая структура, имеющая архетип «Матери» не диссоциируется в психике (не распадается), она сохраняет функциональное значение как подсистема («проприотический гештальт» по Олпорту) в Дао. Такая же судьба ждет подсистему с архетипом «Отца»: развитие ребенка только начинается, а с ним развивается и его Дао.
    «Прототипы Дао» играют заметную роль в развитии дошкольника, поэтому мы и остановились на них отдельно. Это и есть та самая инстанция внешней среды, которая формирует сознание ребенка в Первом (0-6 лет) Возрасте – формирует вместе с Дао по схеме совпадений, о чем говорилось в предыдущей публикации. Так что совпадение архетипов Дао и его прототипа не случайно, а весьма функционально. 

    Трудно описывать словами процессы с участием абстрактов, но, как видите, подходы всегда можно найти. Кант опирался на субъективный психический опыт, Юнг – на контент-анализ фольклора, Фройд – на контент-анализ сновидений, Олпорт – на психологию педагогики… В результате мы имеем картину вторичной матрификации сенсорного сигнала, которая полностью аналогична первичной и предусматривает градуировку этого процесса в соответствии с иерархией сознательной сферы… Надеюсь, читатель о ней не забыл. Первичная матрификация, например, предусматривает стадии, соответствующие матрице элементарных рефлексов, затем – комбинаций рефлексов, затем – рефлекторных групп… и т.д., вплоть до матрицы поведения (Эго). Все эти стадии воспроизводят биографию Эго, ассоциативный процесс его формирования. То же самое можно сказать о вторичной матрификации: иерархическая структура Супер-Эго (по крайней мере, его базовой составляющей – матрицы установок) тоже воспроизводит историю развития личности и определяет процедуру форматирования архетипов.

    Вы еще здесь, читатель? Вы не забыли, о чем речь? Всего лишь о подготовительной, чувственной обработке информации, поступающей от сенсорных структур. От зрения, слуха, обоняния и тактильного аппарата. До сознания этот сигнал еще не дошел, он обрабатывается – вот так, как сказано. Форма события легко отделяется от сути только в воображении теоретика. На самом деле, это сложный, многоступенчатый процесс анализа по признаку «общее – конкретное». 


 (*) Вторая редакция

ID:  745245
Рубрика: Проза
дата надходження: 08.08.2017 15:33:50
© дата внесення змiн: 08.08.2017 15:34:48
автор: Ник.С.Пичугин

Мені подобається 0 голоса(ів)

Вкажіть причину вашої скарги



back Попередній твір     Наступний твір forward
author   Перейти на сторінку автора
edit   Редагувати trash   Видалити    print Роздрукувати


 

В Обране додали:
Прочитаний усіма відвідувачами (438)
В тому числі авторами сайту (2) показати авторів
Середня оцінка поета: 0 Середня оцінка читача: 0
Додавати коментарі можуть тільки зареєстровані користувачі..

ДО ВУС синоніми
Синонім до слова:  Новий
Под Сукно: - нетронутый
Синонім до слова:  гарна (не із словників)
Пантелій Любченко: - Замашна.
Синонім до слова:  Бутылка
ixeldino: - Пляхан, СкляЖка
Синонім до слова:  говорити
Svitlana_Belyakova: - базiкати
Знайти несловникові синоніми до слова:  візаві
Под Сукно: - ти
Знайти несловникові синоніми до слова:  візаві
Под Сукно: - ви
Знайти несловникові синоніми до слова:  візаві
Под Сукно: - ти
Синонім до слова:  аврора
Ти: - "древній грек")
Синонім до слова:  візаві
Leskiv: - Пречудово :12:
Синонім до слова:  візаві
Enol: - віч-на-віч на вічність
Знайти несловникові синоніми до слова:  візаві
Enol: -
Синонім до слова:  говорити
dashavsky: - патякати
Синонім до слова:  говорити
Пантелій Любченко: - вербалити
Синонім до слова:  аврора
Маргіз: - Мигавиця, кольорова мигавиця
Синонім до слова:  аврора
Юхниця Євген: - смолоскиподення
Синонім до слова:  аврора
Ніжинський: - пробудниця-зоряниця
Синонім до слова:  метал
Enol: - ну що - нічого?
Знайти несловникові синоніми до слова:  метал
Enol: - той, що музичний жанр
Знайти несловникові синоніми до слова:  аврора
Enol: - та, що іонізоване сяйво
x
Нові твори
Обрати твори за період: