Ловушка пагубного равновесия
Реферат
Упадок американских политических институтов
Фрэнсис Фукуяма (Francis Fukuyama)
http://www.the-american-interest.com/2013/12/08/the-decay-of-american-political-institutions/
Перевод 14.05.16 12:00:
http://www.warandpeace.ru/ru/analysis/view/111578/ На мой взгляд, нет какой-то одной причины институционального упадка, как нет и какого-то более обширного представления о нем. Политический упадок в данном случае просто означает, что некий конкретный политический процесс, а иногда некое отдельное государственное учреждение становится неработоспособным и не справляется со своими обязанностями. Выделим три ключевые структурные характеристики политической культуры США, хорошо развитые и эффективные в прошлом, но сталкивающиеся с большими проблемами в настоящем.
Первая особенность заключается в том, что в сопоставлении с другими либеральными демократиями судебная и законодательная власть по-прежнему играет непомерно большую роль в американской системе государственного управления в ущерб исполнительной власти с ее бюрократическим аппаратом. Традиционное недоверие американцев к правительству создает такие условия, когда административные проблемы решаются судебным порядком. Со временем это превратилось в очень дорогостоящий и малоэффективный метод управления административными процессами.
В 19-м веке Америку называли "государством судов и партий". Те государственные функции, которые в Европе выполняла бюрократия исполнительной власти, в США были отданы судьям и выборным представителям Создание современного, централизованного, основанного на достоинствах бюрократического аппарата, способного осуществлять юрисдикцию на всей территории страны, началось лишь после 1883 года, когда был принят закон Пендлтона.
Проблема американской власти скорее не в безответственной бюрократии, а в общей системе, которая наделяет административными полномочиями суды и политические партии. Суды вместо того, чтобы сдерживать государственную власть, стали альтернативным инструментом ее расширения. Конгресс специально способствует расширению судопроизводства, увеличивая число сторон, имеющих право обращаться в суд, и распространяя это право даже на тех, кого то или иное правило касается лишь косвенно и отдаленно.
Вторая особенность состоит в том, что разрастание групп с особыми интересами и влияние лобби исказило демократические процессы и лишило правительство возможности работать результативно. То, что биологи называют родственным отбором и реципрокным альтруизмом (предпочтение, отдаваемое родственникам и друзьям, с которыми совершаются обмены услугами), Закон запрещает только рыночные сделки, но не обмен любезностями. А американская индустрия лоббирования строится именно на основе такого обмена.
Американское государство превратилось в настоящую наследственную вотчину. В этом отношении Соединенные Штаты ничем не отличаются от китайского государства в позднюю эпоху династии Хань, от режима мамлюков до их разгрома османами и от государства в дореволюционной Франции. Бурный рост таких групп и лоббистских сил в Вашингтоне вызывает изумление. В 1975 году там существовало 175 зарегистрированных лоббистских фирм, а спустя десять лет их стало 2500. К 2009 году число зарегистрированных лоббистов увеличилось до 13700, и они ежегодно тратят 3,5 миллиарда долларов. американский налоговый кодекс являет собой полную противоположность простоте, единообразию и предсказуемости корпоративный бизнес выторговал для себя массу льгот, исключений и привилегий.
Люди сами по себе слабы; и лишь объединившись ради общей цели, они, среди прочего, могут противостоять власти тирании. Эту традицию пропагандировал в конце 20-го века такой ученый как Роберт Патнэм (Robert Putnam), который утверждает, что эта самая предрасположенность к самоорганизации ("социальный капитал") полезна для демократии, но в конце 20-го века она подверглась опасности. Нельзя оправдать государство, регулирующее этот процесс, поскольку нет достаточных оснований, которые ставят "общественное благо" выше узких интересов отдельных групп. У простых американцев влияние деловых кругов и их денег на конгресс вызывает мощное отвращение. Ни одна другая либеральная демократия не действует таким образом.
Третья особенность: американская система сдержек и противовесов превратилась во власть запретов, которую можно условно назвать ветократией. Когда поляризация входит в столкновение с мэдисоновской системой сдержек и противовесов, результат оказывается исключительно разрушительным. Причина в том, что есть очень много сил, которые могут наложить вето на решение, способное устранить проблему.
Кризис представительности произошел в основном из-за реформ, призванных сделать систему более демократической. В стране слишком много закона и слишком много "демократии" Изменения в законодательстве вполне могли быть вызваны давлением со стороны общественности, но осуществляла эти изменения сама власть. Это результат интеллектуальной косности и растущего влияния закрепившихся на своих позициях политиков, препятствующих реформам и восстановлению равновесия. Нам нужны более мощные механизмы принятия коллективных решений, но мы вряд ли сможем обрести такие механизмы при отсутствии системного кризиса. Соединенные Штаты Америки попали в ловушку пагубного равновесия. Может также понадобиться крупное потрясение или серия потрясений, которые встряхнут систему. Поэтому да, у нас есть проблема.
благодаря Вашим публикациям, Сергей, яснее понимаешь, что если бы не высокий жизненный уровень обеспеченный мировым господством, то эти все эти хваленые американские свободы, во многом, оказываются лишь призрачными иллюзиями. удавка финансово-промышленной мафии стягивается все туже не только на шее остального мира, но и на шее самих США.
Ник.С.Пичугин відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
Мы-то свою перестройку уже пережили... Интересно посмотреть, как это будет у них. Со стороны посмотреть.