РОЖДЕНИЕ ПОЭЗИИ
______________________________
Во избежание недоразумений - здесь не обсуждается природа поэтического таланта. Также, автор спешит заверить читателя, что идеи происхождения разговорной речи и поэзии из песни, и о том, что поэзия и речь стали решающим фактором возникновения цивилизации, не были заимствованы им из других источников.
______________________________
Поэзия родилась из песни. Слово "лирика" недаром является производным слова "лира". До появления речи, люди обменивались звуковыми (музыкальными) сигналами - даже в наше время существуют песни без слов. Первоначальная примитивная человеческая речь могла быть не чем иным как первобытной песенной лирикой!
Первобытные люди использовали в песнях танцевальные ритмы. Танец, в свою очередь, произошел из системы сигналов, основаной на жестах, имитирующих естественные движения. Ритм помогает людям координировать движения, будь это те же танцы, маршировка, или гребля на галерах. Ритм также способен передавать информацию. И люди, и животные обмениваются ритмическими сигналами*. Несомненно, частота биений человеческого сердца и частота человеческого дыхания в значительной степени влияют на песенные и разговорные ритмы.
Человеческая речь на много порядков сложнее любой известной системы животных сигналов; одна из причин та, что речь, как и песня, представляет собой синтез музыки и ритма. С известными оговорками, речь каждого человека можно назвать "песней". Речь некоторых народов часто называют "певучей", например, у украинцев и итальянцев.
Инструменты, в том числе ритмические, необязательны для исполнения песни. Более того, певец может петь ритмически без сопровождения. Это достигается при помощи пауз между словами и выражениями, а также при помощи ударений в словах. Само слово "ударение" содержит в себе ссылку на ритмический ударный инструмент. Можно предположить, что ударения в словах натурально происходят из необходимости сочетания речи и дыхания; иначе говоря, физически легче произносить слова, когда в них есть ударения. По тому же принципу, приблизительная максимальная длина строки в лирике ограничена необходимостью набрать дыхание перед произнесением следующей строки.
Из вышесказаного можно заключить, что первобытные нечленораздельные звуки различной тональности и длительности, посредством которых наши предки общались друг с другом, под воздействием песни, танца (ритуального?), и танцевальных ритмов сформировались сначала в отдельные слова, затем в словосочетания, затем в законченые предложения, и, наконец, в примитивные прото-стихи. Возможно, именно танец свел воедино отдельные звуки и таким образом создал самую первую мелодическую "песню-речь", а танцевальные ритмы с их акцентами и паузами разделили, в свою очередь, это "мелодическое завывание" на правильные интервалы, каждый из которых стал отдельным словом, содержащим в себе один или более оригинальных звуков плюс "танцевальное" ударение.
* * *
Древние поэты устной традиции были певцами. Аполлон не танцевал, не писал картины, не ваял скульптуры, а пел и играл на музыкальном инструменте. Не зря кифара/лира является единственым артистическим атрибутом Аполлона, покровителя ВСЕХ искусств. Музыка, пение и танец были первыми видами искусства, известными человечеству. Интересно, что современное исполнение вокальных произведений различных жанров часто сопровождается танцами или танцевальными движениями, либо танец сопровождается пением - точно также как это делали наши далекие предки. Надо признаться, что здесь тезис о песне, как единственном или основном источнике поэзии, ступает по тонкому льду. Может быть, в древности были рифмованые пословицы или поговорки, которые напоминали стихи?
Итак, ритмическое пение лежит у истоков ритмической поэзии. Однако, в истории наступил момент, когда поэзия развилась в формы независимые от музыки. Это произошло с появлением письмености, которая дала поэзии возможность "физически" отделиться от песни. Письменость в современном понимании появилась когда речь уже существовала. Трудно сказать, появились ли графические предшественники письма - наскальные изображения, орнаменты, и знаки/пиктограммы - до, после, или одновременно с речью. Все же, автор (и Библия))))) считает что "вначале было слово".
* * *
Несколько тривиальных фактов. Ритмика в поэзии называется "размером", это слово предполагает количественые характеристики стиха, а именно, число слогов в строчках и расположение ударений в словах. Рифма появилась значительно позже. Первые рифмы встречаются у Горация, Овидия, и Вергилия. Читателю предлагается самостоятельно найти дальнейшие подробности на интернете.
* * *
Многие современные сочинения отошли от традиционных поэтических форм настолько, что их трудно отличить от прозы. Литературоведы отмечают феномен, не решаясь назвать вещи своими именами. Можеть быть, король голый? Ниже предлагается следующая классификация поэзии:
1) поэзия с размером и рифмой, которую можно без изменений переложить на музыку для популярной песни. Пример - стих Лермонтова "Белеет парус одинокий".
2) поэзия с размером и рифмой, но стихи "не поются". Пример - стихи Маяковского.
3) поэзия с размером, но без рифмы, однако годится для песни. Пример - поэмы Гомера.
4) поэзия без размера и рифмы. Трудно себе представить, как ее можно петь, и трудно запомнить текст. Пример - некоторые стихотворения Уолта Уитмэна.
5) сочинения без размера и рифмы, которые только их авторы считают поэзией. Примеры приводить не стоит.
Вероятно, только один вид литературы может быть без колебаний признан поэзией всеми без исключения читателями - это произведения с размером и, еще лучше, рифмой. Одно можно утверждать наверняка - если в сочинении есть размер и рифма, то это наверняка не проза.)))
* * *
Точно не известно, как появилась песня, откуда берется вдохновение, и, наконец, чем человеческая любовь отличается от "примитивных" чувств животных. Пытаться обьяснить все это равносильно попытке обьяснить происхождение мироздания. Поэтому, автор не будет начинать с теории "большого взрыва", а предложит (кратко) свое понимание природы вещЕй.
Итак, почему первобытные люди запели?
Можно предположить, что коллективное (хоровое) пение изначально служило неким моральным цементом первобытного сообщества. В древней Греции, полноправные граждане были ОБЯЗАНЫ посещать театр. Таким образом, песня могла возникнуть как социальная функция. Вспомните советское "искусство социалистического реализма", и вы поймете, что имеется ввиду.
Другое обьяснение - песня родилась как звуковое сопровождение танца. Танец безусловно был социальным явлением, может быть, еще более древним, чем даже песня.
Ещё одно возможное обьяснение - первой песней была колыбельная.
Вдохновение - это эмоция, связаная с актом творчества. Вдохновению обычно предшествует иная, не обязательно положительная, эмоция, источником которой могут быть любовь, природа, вкусная еда, общественные события, наука ("О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух
..." - А.С. Пушкин), и многое другое.
Что же касается любви, то статистика красноречивее спекулятивных рассуждений - больше всего стихов, например, на этом сайте, посвящено любви. Любовь - это чувство сильного влечения к кому-либо или к чему-либо. Были ли завывания троглодита выражением любви? Чтобы отвести от себя громы и молнии разьяренных читателей и, особенно, читательниц, автор отсылает всех к поэме Овидия "Наука любви".
* * *
Поскольку поэзия и письменость тесно связаны друг с другом, автор счел своим долгом уделить внимание происхождению письмености и изобразительных искусств. В основе графики и скульптуры лежит ремесло, т.е. способность человека изменять своими руками материальные обьекты, превращая их в орудия труда, предметы быта, или обьекты искусства (objet d'art). В греческой мифологии, по указанию Зевса Прометей создал людей из глины, а Афина наделила их умом/душой. Прометей тайно принес людям мясо с пира богов, а затем огонь с Олимпа, спрятаный в тростнике (отсюда олимпийский факел). Прометей обучил людей ремеслам, включая кузнечное дело, строительное дело, и, как ни странно, математику. Впрочем, большинство ремесел требует знания, по меньшей мере, арифметики. Но вернемся к нашим баранам.)))))
Первые изделия труда были из кости, дерева, и камня. В какой-то момент они стали и личными украшениями, указывающими социальный статус владельца; цветная глина также стала не только гончарным материалом, но и средством украшения. Эти моменты ознаменовали собой рождение изобразительных искусств. При определенных обстоятельствах, в глазах человека, неодушевленный предмет (напр. камень с отверстием) приобретает символическое/духовное значение. Однако, искусство способно представить любой предмет как одушевленный. Впрочем, тем же свойством обладают многие религии - помните горящий куст, обратившийся со словами к Моисею? Т.о. человеку легче понять, пусть не всегда правильно, свое положение в мире, и определить свое поведение, включая, большей частью воображаемый, контроль окружающей среды. Иными словами, посредством искусства (также опыта, науки, религии и пр.), исходя из знания своего ближайшего окружения, человек способен создать мысленный образ ВСЕГО мира - мировоззрение, и, как следствие, действовать уверенней в незнакомой ситуации.
Человеческое тело - не самое подходящее место для графики и, тем более, скульптуры. Камень, с другой стороны, хранит изображения и скульптуру практически вечно. Графика требует гораздо меньше усилий артиста, чем скульптура, и, в конечном счете, именно графическая наскальная символика привела к появлению письма. Переход к наскальной графике и живописи был эпохальным событием, ибо в этот момент искусство в целом стало отображением не только индивидуального, но и коллективного самосознания, т.е. стало искусством в современном смысле - принадлежностью всего человеческого сообщества.
Предназначением символа всегда была визуальная передача информации. Животные, большей частью, обмениваются такого рода информацией с помощью своих физических характеристик - цвета, формы, размера, положения, движения. Люди, посредством показа предметов/изображений (которые в этот момент выполняют роль символов), передают друг другу более детальную информацию. Сложный символ трудно понять, а простой символ содержит меньше информации. Большинство систем письмености пошло по пути упрощения. Осознание способности группы символов передавать сложную информацию так же как речь, стало одним из величайших достижений человечества.
* * *
Животные, подобно людям, строят жилища, имеют организацию, коллективно охотятся, и даже пользуются примитивными приспособлениями, однако, несмотря на все попытки доказать обратное, так и не научились говорить, что, по мнению автора, делает речь главной причиной возникновения цивилизации. Если бы не речь, наши предки навсегда остались бы в том первобытном виде, в каком мы видим их в диорамах музеев естественной истории.
Когда человек думает, он мысленно разговаривает. Речь свидетельствует о невероятно сложных процессах, происходящих в человеческом мозге. Но эволюция речи, в свою очередь, могла быть решающей причиной эволюции интеллектуального потенциала мозга, прежде всего, способности к абстрактному мышлению, без которой невозможно, например, построить пирамиды. Если это так, то поэты могут по праву гордиться тем, что поэтическое творчество, как источник речи, лежит в основе современной цивилизации.
В заключение, автор выражает признательность читателям за проявленый интерес и рецензентам за конструктивную критику.
_________________________
* выполняя неосторожно данное читательнице (см. рецензии) обещание, автор нашел в сети ссылки на ритмы весьма далеких друг от друга представителей животного мира - дятлов и китов. Дятлы передают стуком заявку на территорию, поиск партнера, и сигналы партнеру в дупле. Ритмические сигналы китов имеют больше функций, но тоже достаточно ограничены. Здесь автор вынужден остановиться, т.к. поэзия и биология - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. В отношении биоритмов - в этой области еще очень много неясного, и лучше оставить толкование предмета биофизикам. Единственое что знает автор, это то, что т.н. альфа-ритм человеческого мозга составляет 7 герц - семь колебаний в секунду.
ID:
675235
Рубрика: Проза
дата надходження: 30.06.2016 03:09:11
© дата внесення змiн: 30.06.2016 04:01:41
автор: Віктор Хадсон
Вкажіть причину вашої скарги
|