этюд к «ПКЛ»
Не бывает людей от природы глупых. Есть люди интеллектуально ленивые; это просто порок воспитания...
– Все взрослые лентяи, – философски сообщила девочка. – Это не больно. Это рано или поздно случается со всеми. Вот сейчас я думаю, можно ли прожить всю жизнь, сохраняя разум, – и мне страшно. Как это – жить и думать? Всегда, до самой смерти? Разве ты не хочешь, чтобы все стало легко и просто? Чтобы не приходилось бояться, сомневаться, страдать, отчаиваться, колебаться, раскаиваться?
– Но разум – счастье сам по себе. А понять это может только тот, у кого он есть.
– Кто более счастлив – человек или его тень на стене? Надо ли знать правду – то есть вообще всю? Каждый раз, узнавая краешек истины – какой-то новой истины, – человек испытывает одновременно и восторг, и ужас.
Опытом и логикой созданные предрассудки – это и есть наш «бронежилет», защищающий от истины. Вера в Бога, в справедливость, в разум, во что угодно – это просто интуитивная защита от правды, от ужаса познания. Более того, заслоняя от нас истину, – вероятно, не переносимую для человеческого разума, – абсурдный предрассудок дает нам возможность вообще действовать. Предрассудок, друг мой, спасает человека от судьбы буриданова осла. Есть какая-то несовместимость между способностью свободно мыслить и способностью свободно действовать. (То есть, не «какая-то», а вполне определенная – но это тема отдельного семинара.) Человек – это Гамлет, отпущенный из бедлама на свободу и добросовестно пытающийся «быть» весь свой земной век... Но для этого приходится городить чепуху и поддакивать старым дуракам.
Труднее всего доказывать очевидное – не правда ли? Каков свет для летучих мышей, таково для разума то, что по природе своей очевидней всего. Интеллектуальное большинство не было бы большинством, если бы глупость порождалась только инертностью и ленью. Есть некая сила, отвращающая нас от знания и понимания.
Человек рождается богом – всезнающим и всемогущим. Они-то, всезнание и всемогущество, ужас, ими вызванный, и толкают – резко, рывком – к недеянию Демиурга, к отрешенности Хайдигера. Человек от самого рождения шокирован разумом, и рецидивы этого шока проявляются при всяком интеллектуальном усилии. В нас еще жив тот ужас обретения разума, нежданного и непрошенного подарка свыше. Нам комфортно и сытно на нашем уровне постижения мира. Нам не нужно знание, которое мы не в силах даже представить. Наше узнавание истины – это именно узнавание, и ничто другое. Мы уже заглядывали в бездну – и отшатнулись. Но сохранили память о божественном состоянии, когда весь мир стал книгой, написанной простым языком, а на каждый заданный вопрос тут же возникал выросший из самого вопроса ответ.
2014
Литература:
1. С. Лукьяненко. «Спектр»
2. А. Лазарчук. «Кесаревна Отрада…»
3. А. Лазарчук. «Зеркала»
4. А. Лазарчук. «Солдаты Вавилона»
5. Аристотель. «Метафизика»
6. М. Хайдигер «Отрешенность»
7. Ник.С.Пичугин. «Феномен совести» 4. Истина
. http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=426805
Прочитала. С большим интересом. Хочу сказать, что вопрос скорости и объема познания(=самопознания) для каждого решается настолько индивидуально, что быть "тренером-инструктором" здесь - огромная ответственность и даже больше. Из всего прочитанного в этом этюде немножко озадачило "Нам комфортно и сытно на нашем уровне постижения мира." Для меня это прозвучало как несправедливое осуждение )). А все следующие слова - как вполне справедливое оправдание )). Наверное, сейчас я нахожусь на той стадии познания, когда желаю и себе, и всем, пережившим даже отблески озарения, узнать их и остаться ведомыми ими.
Ник.С.Пичугин відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
Нам комфортно и сытно на нашем уровне постижения мира
Это цитата: "Спектр" Лукьяненко. "Нам" здесь означает: "людям".
Вообще все выделенные курсивом фрагменты - цитаты.
быть "тренером-инструктором" здесь - огромная ответственность и даже больше
О нет, только не это! О поэзии говорят: "версификация" Я понимаю свою задачу как сочинение красивых версий. А "Шок разума", к тому же - не моя версия, а Лазарчука и Лукьяненко.
- Что есть истина?
- Рабочая версия.
Отлично же...
Иногда, действительно, лишить раба цепей - это лишить его жизни. Я имею ввиду, что не всегда твоя правда и кстати, и будет лечебна вообще. Случается, забота состоит в том, чтобы человек оставался в своём заблуждении.