В нашей школе трудовому воспитанию уделяли серьезное внимание. Администрация даже заключала договора с местными колхозами, швейной фабрикой или каким-нибудь предприятием на участие ребят в несложной, но необходимой работе. Объявлялся трудовой десант, и школьников вывозили на день-два для участия в коллективном общественно-полезном труде. Обычно от такой деятельности никто не отлынивал. Уроки делать было не нужно, прилежного поведения никто не требовал, день проходил весело, шумно и помнился долго. Мы подвязывали виноград, собирали помидоры и яблоки, теребили кукурузу, подбирали картошку и другие корнеплоды после комбайна, сортировали на швейке мерный лоскут – отходы кроя, - да мало ли где нуждались в наших ловких, проворных руках!
И вот однажды руководство школы договорилось с местным лесничеством об очередной вспомогательной миссии. Опрометчиво, надо признаться, недальновидно… Нам, на ту пору шестиклассникам, предстояло высадить лещину на пашне, отведенной под будущую ореховую рощу. К месту десанта, километров за двадцать от города, нас отвезли ранним осенним утром. Каждому выдали по килограммовому холщовому мешочку с лесным фундуком. Короткий инструктаж агронома – расстояние между лунками, глубина внедрения в почву, качество «боронования» (вручную!) – и вперед, к созданию нового лесного массива! Отдельное внимание было уделено необходимости контроля выполненной работы.
Трудились мы до обеда. Дружно и весело, часто выбегая из выделенного ряда, чтобы поболтать с другом, не всегда возвращаясь к прежнему месту работы. Во время обеда, организованного для нас лесничим, были высказаны некоторые замечания, относительно стихийности и неаккуратной посадки. Клятвенно заверив хозяина делянки, что завтра все требования будут неукоснительно соблюдены, мы были возвращены родителям, поддержавшим утомленных тружеников заслуженным коллорийным ужином.
На следующий день, собравшись в школьном дворе в ожидании автобуса из лесного хозяйства, мы долго рассматривали картонную коробку в руках Вовки Шума. С содержимым он пообещал ознакомить нас на делянке. Как только мы высыпались из автобуса на месте будущей лесополосы, Шум выделил одноклассникам по два коробка обыкновенных спичек, быстрым шепотом проинструктировав каждого.
В этот день мы работали дисциплинированно и сосредоточенно. Слаженную работу шестиклашек агроном отметил в час обеда, благодаря и хваля нас за учет его вчерашних наставлений.
Перед отъездом домой помощники из города быстро рассеялись по недавно обработанной пашне с целью необходимого контроля. Всаженные в рыхлую почву на оговоренном расстоянии спички были молниеносно собраны... вместе с недавно воткнутыми в землю орехами!
Надо ли объяснять, почему на этом массиве лещина так и не выросла, а лесничество больше не заключало с нашей школой договоров о ребячьей помощи?