АВТОРСКАЯ ГЛУХОТА — явные стилистические и смысловые ошибки в художественном произведении, не замеченные автором. Причины этих ошибок объясняются по-разному: в одних случаях А. Г. является результатом небрежности или неряшливости писателя, в других случаях — возникает непроизвольно, когда увлечение главной задачей вытесняет из поля внимания отдельные детали.
А.Г. - неспособность автора произведения самостоятельно выявить фактические, смысловые, стилистические (речевые) и другие грамматические ошибки, бессознательно допущенные в тексте художественного произведения. Иногда авторская глухота порождается небрежностью, малограмотностью, часто граничит с авторской вольностью.
Не станем здесь рассматривать явления А.Г., имеющие место на этом сайте, поскольку они свойственны не только рядовым писателям, но и большим мастерам. Подобные ошибки у классиков русский критик и пародист начала 20 в. А. А. Измайлов назвал «пятнами на солнце». Вот несколько примеров А. Г.
у А. Пушкина:
Вот испанка молодая
Оперлася на балкон (вместо на перила балкона);
у М. Лермонтова:
И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребт е...
(грива растет только у льва и не на хребте, а на шее);
у А. Плещеева:
Дам тебе (ласточке) я зерен, А ты песню спой, (ласточка питается насекомыми, а не зернами);
у А. Фета:
О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей.
(из-под снега вырастает подснежник, а не ландыш, который появляется уже в разгар весны);
у В. Маяковского в прологе к поэме «Во весь голос»:
Поэмы замерли,
к жерлу прижав жерло
нацеленных зияющих заглавий.
(поэт хочет сказать «к стволу прижав ствол»; это настолько ясно, что читатель может сразу не заметить ошибки. Однако, очевидно, пушки-поэмы, прижатые жерло к жерлу, стали бы стрелять друг в друга);
у Э. Багрицкого в «Думе про Опанаса»:
На руке с нагайкой крепкой —
Жеребячье мыло;
Револьвер висит на цепке
От паникадила (вместо от кадила);
у И. Уткина:
Не твоим ли пышным бюстом Перекоп мы защищали?
(красные в гражданскую войну не «защищали», а штурмовали Перекоп).
У Лермонтова:
" Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рожденное слово..."
"Из пламя и света" классифицируется то как случай авторской глухоты, то как осознанное пренебрежение грамматической нормой.
Авторской глухоте в поэзии Б.Л. Пастернака посвящена статья М. Шапира "... А ты прекрасна без извилин" (Новый мир. 2004. № 7) с характерным подзаголовком "Эстетика небрежности в поэзии Пастернака". В статье рассматриваются случаи непроизвольной двусмысленности, например:
"Ты так же сбрасываешь платье,
Как роща сбрасывает листья,
Когда ты падаешь в объятье
В халате с шелковою кистью" ("Осень")
Здесь платье, понятое в узком значении, а не в родовом (как "любой вид одежды"), оказывается надетым поверх халата.
Еще один пример:
…И двор в дыму подавленных желаний,
В босых ступнях несущихся знамен.
(“Спекторский”)
Этот “пример грамматической непрозрачности, — говорит Шапир, — любопытен тем, что допускает сразу два прочтения, за каждым из которых стоят незапланированные смещения в картине мира… Если знамена носятся по двору сами собою, значит, у них есть босые ступни, а если знамена несомы какими-то людьми, эти люди держат их в своих босых ступнях”. magazines.russ.ru/novyi_mi/2004/7/shap9.html
Конечно, самому трудно выявить у себя примеры авторской глухоты, но тем интереснее, когда находишь их у себя впоследствии, или о них кто-то говорит. Ведь очень часто мы пишем что-то неосознанно, иногда допускаем "оговорки по Фрейду", "по Юнгу" или просто другим видны наши скрытые стороны личности. Авторская глухота, скорее всего, тогда имеет место, когда автор не признает своей оплошности и по этой причине с ней не расстается.
По-моему, тема очень интересная и полезная, в связи с чем авторам сайта желательно перечитать опубликованные здесь стихи с целью поиска примеров собственной поэтической глухоты. Вот потому-то сырому стихотворению важно "отлежаться", и тогда оговорки станут заметны: не секрет, что многие из нас, написав что-либо, торопятся это побыстрее опубликовать.
Почему-то сразу пришло на ум: "Кто на ком стоял? Потрудитесь выражать ваши мысли яснее!".
В Вашей статье "Поэзия, графоманство..." Вы упомянули о недостатке образования (я сейчас не о приведенных Вами примерах великих авторов, а о себе лично). Чувствую я этот пробел, ох как чувствую. От этого и бывают забавные ляпы. Хорошо, когда найдутся люди, которые тактично на них укажут, тогда и посмеяться вместе можно
Спасибо Вам за эту статью, интересная подборка "классических" "ляпов" Если уж "на Солнце...", что уж нам, рифмоплетам... Полностью с Вами согласна. Иногда в "творческом порыве" кажется, что написал НЕЧТО, спешишь поделиться, а потом поостынешь чуток и призадумаешься, бывает, что и "зарубишь" "шедевр" под корень. Поэтому действительно лучше просушить "сырость". Еще лучше видны огрехи со стороны, потому как автор в силу зашоренности не всегда объективен к своему детищу (как часто бывает у родителей) Приветствую аргументированную критику, люблю, когда указывают на недостатки, чутко к ним прислушиваюсь, не скажу, что всегда иду на поводу, могу поспорить, отстаивая свое вИдение. Но если "бьют" за дело, конечно, лучше исправиться, в умении признавать и исправлять свои ошибки - определенная степень зрелости. А стать в позу обиженного авторского самолюбия - путь в никуда. Немного сумбурно получилось, но я за творческую атмосферу, за дружеское обсуждение, к критиканству не имеющее никакого отношения.
Konst відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
Спасибо. Ваш комментарий да нашим авторам бы в уши. К сожалению, в большинстве случаев здесь да и на других сайтах поэзии принято разливаться в комплиментах по поводу явно бездарных стихов. Ничего существенного, кроме вреда автору, в этом нет, потому что такой подход не есть объективным, и только стимулирует желание писать "абы как", лелея свою "гениальность".