"Что есть суть работа? И "что есть человек?" Поиском ответов на эти вопросы занимаються совершенно разные сферы науки — физика и философия. Но данные определения взаимопроникновенны. Работа, как известно, является разницей энергий тела до момента взаимодействия с другим телом и после него. Человек, с точки зрения физики, — всего лишь взаимодействующее тело. С точки же зрения философии, работа — процесс, свойственный лишь сфере действий человека. Это — то, что делает человек с целью улучшения своего физического, материального или (и) духовного состояния. Попробуем объединить оба взгляда наук, являющихся основой двух мировых воззрений — непосредственно материального, бескомпромиссного изучения единственной Истины, и вечного поиска смысла существования человека как разумного создания, где Истина способна постигаться в том числе флуктуацией (воспользуемся физической терминологией) мнений, то есть, она может «найтись» фактически случайно, но в следствии долгих размышлений.
Как известно из физики, понятие «энтропия» определяет меру «необратимого рассеивания энергии». Чем выше энтропия, тем ближе состояние того или иного тела к (в том числе) философскому понятию хаоса. Жилой дом имеет куда более низкую энтропию, чем песок, из которого он был построен. Отсюда извлекается определение «тепловой смерти вселенной», то есть крайнего значения энтропии, когда все вещество обратится в неопределенность — хаос. Так уж устроена Вселенная — она вечно стремится увеличивать собственную энтропию. Точнее, граница суммы изменений всех энтропий взаимодействий отдельно взятого тела с другими телами за максимально долгий период его существования будет большей, чем ноль. Следствие этого — материя стремится к саморазрушению. Это — закон природы. Но здесь возникает другой вопрос - «А как же быть с понятием жизни?». Ведь ей свойственно самовоспроизведение, эволюция — и множество других функций, противоречащих закону о саморазрушении материи. Жизнь — форма самоорганизации материи. Она противостоит стремлению к саморазрушению по своему определению. То есть, сам факт существования жизни говорит о том, что во Вселенной теоретически возможен динамический баланс между сотворением и разрушением. Но этого факта недостаточно для установки упомянутого баланса, слишком велика будет его теоретическая амплитуда (как функции от увеличения популяции форм жизни, а также от ее эволюционирования). Тут возникает еще одно, очередное философское понятие — разумная жизнь. Принципиальное ее отличие от собственно элементарной жизни — способность разумных существ не только воссоздавать себя, но и творить. А процесс творения (разумной работы) направлен на уменьшение энтропии неживого материала. Пример — постройка жилого дома, создание произведения искусства. Но разумная работа, в отличии от самого факта существования жизни, может быть направлена и на повышение вселенской энтропии — война, к примеру, либо просто разрушение, без последующего сотворения из этого материала тела с меньшей энтропией. Человек (единственный известный нам представитель разумной жизни) сам волен решать, в какую сферу направлена его деятельность. Но, исходя из роли жизни как таковой и роли разумной жизни в частности, человеку следует творить, а не разрушать, тем самым как минимум оттягивая момент пресловутой тепловой смерти вселенной, ведь в этом концентрируется абсолютное понятие инстинкта самосохранения себя как живого существа, так и своего потомства.
Момент осознания своего предназначения всем человечеством и будет временем перехода на новый уровень организации как интеллекта, так и разума.
Оценка поэта: 5 C этой точки зрения можно считать определенные процесы во вселенной, которые априори считались природными (например, рождение звезд, планет, галактик) считать разумными
Шишкин відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
в некотором смысле - да. Даже сам факт рождения вселенной, в начальный момент времени - акт разумный. Но тут можно писать очень много, и до многого дотянуться)