Опубликовано: Русский Журнал, 4 апреля 2007 г.: http://russ.ru/pole/Avtomat-po-diamatu-kalambur
Вспомнился анекдот о том, как бывший преподаватель марксизма-ленинизма, ставший бомжом, просыпается в своем подвале с едкого похмелья, берет дрожащими руками мутное ущербное зеркало, видит в нем свою помятую реальность, и первая мысль, которая приходит в его больную голову: «А все-таки, что же первично – материя или сознание?»
Еще древние греки хохотали над вопросом «Что было вначале – курица или яйцо?» А нам уже не смешно. Искажение реальности в наше время поставлено на такую базу СМИ и пси-технологий, стало настолько капитальной задачей мирового капитала, что куда там тому диамату! Вначале был телевизор!
В сравнении с господствующей сегодня «демократической» идеологией, которая столь проста и незатейлива, что чуть ли не по всему миру на ура принята «широкой общественностью», всеми заброшенный диалектический материализм – настоящий кладезь мудрости, на фоне же масштабов производимой этой современной «духовной культурой» разрухи (и прежде всего в головах, как говаривал проф. Преображенский) наш диамат, заклейменный в прошлом как догмат тоталитарной системы,– просто агнец закланный.
Стоит ли перечислять, приводить примеры? Просто включите телевизор. Нынче революции, войны и казни транслируются по всему миру. Еще недавно мы до глубины души поражались и возмущались дикостью инквизиции, конкисты, публичных казней – и вот, в течение одного неполного поколения (иные еще не успели дожить и до седин) морально-этические ценности общества вытворяют эдакий кульбит, что просто срам, конфуз и каламбур. И что же нам остается – каламбурить на позорище?
А нас убеждают, что это правильно,– реальность такова. И уже кажется, что все логично и никакого подвоха здесь нет. В самом деле, зачем бы это производителю-рекламодателю был нужен душевно травмированный потребитель? А вот поди ж ты! Простите, вы не видели рекламный ролик шоколадного батончика «Fallos»? Как посмóтрите, попробуйте искренне выразить свое отношение к предмету в рамках нормированной лексики. Боюсь, вы обнаружите отсутствие каких бы то ни было пределов у определения «норма». Вот так. Еще вчера норма была – сегодня ее нет, и это не чудо, это – реальность, за какие-то полтора-два десятилетия смоделированная в нашем сознании media-специалистами.
Место нормы теперь повсюду заняла маргинальность. Многоликая, полноцветная, вездесущая, поливариантная – на любой вкус. Когда-то об этом мечталось. Ведь определение «маргинал» было синонимом ищущего человека, и хотелось, чтобы ищущих было все больше,– сегодняшняя же повсеместная маргинальность не духовным поиском вызвана, но кажется, существует сама по себе, независимо от нашего сознания. Известно, что не может все общество состоять из маргиналов, а вот оказывается, может – из искусственно маргинализированных, поставленных на грань, у черты (есть такая «позиция» в Кама-сутре эпохи глобализма).
Фактически рекламируются не товары, а образ жизни. С экранов, баннеров и прочих средств формирования нашего отношения к действительности человеку навязываются пограничные состояния: между стыдом и удовольствием, преподносимым как «счастье», долгом и «свободой воли», порядочностью и скоротечностью жизни... Разум смотрит на эти новоявленные «антиномии» и не знает, что думать, он в ступоре, а кино тем временем продолжается и преподносит вам вариант вашего правильного ответа. Так человека отучают думать и наглядно показывают, что можно жить и без ума, а заодно и без базовых ценностей, которые по ходу пьесы, разумеется, проигрывают «биению жизни». А что? Они скучны и не динамичны, из этого кино не сделаешь, а в movie надо что-то показывать. Так что раздевайтесь и становитесь вот так. Вы ведь не хотите «жить» в ступоре? Или хотите?..
Даже у животных формируются зачатки стыда. К слову, отнюдь не из моральных соображений. Просто стыд в животном мире несет функцию одного из регуляторов поведения, препятствующего вырождению вида. Увы, дамы и господа, похоже, кардинальные мутации назревают. Фактически мы ужé мутируем, ибо, по-видимому, в нас меняется что-то существенное, отвечающее за сохранность рода человеческого. И если способ продолжения рода признавать одним из определяющих показателей родо-видовой принадлежности, то слово генерация применительно к нам скоро перестанет отвечать реалиям, потому что генерация – это произведение на свет (generation), но мы же начинаем производить бесстыдство, а это уже сродни обратной функции – делению, измельчению в безликое крошево, когда стыд уже/еще не актуален.
Причем, и обвинить-то себя, вроде бы, не в чем. Потому что сколько же десятилетий можно жить на этих изломах, границах, рубежах? На стыках культур, эпох, типов воспроизводства материальных и духовных ценностей, социально-экономических формаций наконец. Прежняя уже не удовлетворяет духовным запросам, не отвечает званию человека, новой еще нет и неизвестно, какой будет. Неизвестность всегда пугает, стабильности нет и не предвидится, а танцы на горящих углях доступны лишь йогам (такое, знаете ли, достигается упражнением). Вот и «танцуем все», а тем временем заигрываемся и артизируемся, потому как нынешняя действительность, навязанная нашему сознанию транснациональной медиа-корпорацией, страшит похлеще любого вымысла, с ней надо что-то делать, а что можно поделать с реальностью, данной нам в ощущениях? Приходится активно игнорировать, весело не замечать.
Мы не знаем, кто мы, и не можем вспомнить, что нас объединяет, почему мы оказались вместе и именно здесь, в рамках этих, а не иных границ. Вот мы все подходим к зеркалу, и в нем не каждый узнает себя с первого раза, возможны ошибки и непопадания пальцем в свое отражение. И ошибки эти не кажутся существенными, поскольку существенной разницы нет.
Так что какое там бытие определяет сознание – нынче сознание управляемо и материализует мое бытие в таких формах, что скоро ни от материи, ни от бытия ничего не останется.
Не злым, тихим словом вспоминается диамат – щадящая религия, вера, утверждающая, что и верить-то, собственно, не обязательно, надо только принять несколько символов веры – исключительно из соображений безопасности и здравого смысла. Как в заповедях Моисея можно увидеть больничный бюллетень с правилами ежедневной гигиены (только не тела, а души), так и на светлые образа трехликого Маркса-Энгельса-Ленина помолиться бывает не менее полезно, чем помыть руки перед едой. Потому что диамат содержит основанный на некоторой дисциплине ума механизм защиты организма как от монструозного образа вечно гневающегося и карающего библейского божества, так и от беспредела человеческого сознания, чреватого чудовищными спекуляциями и аберрациями воспринимаемой реальности.
Думается, было бы чрезмерной самонадеянностью полагать, что создатели и апологеты диалектического материализма являлись безнадежными романтиками, слепыми котятами, не видящими неизбежного будущего краха созданной ими системы. Повесив в воздухе аксиому о примате материи перед сознанием и заняв тем самым позицию одного из членов этой явно сниженной до уровня среднего интеллигента бинарной оппозиции, они отнюдь не выводили из-под огня свое детище, но только выбирали для массового сознания из двух зол меньшее. Для начала необходимо описать человеку видимое и доступное рецепции любого смертного – дальнейшее зависит от степени развития его сознания, которое никто ограничить и остановить, разумеется, не в состоянии. Так что имеет право на жизнь такая точка зрения, что марксизм-ленинизм и вообще идеология советского государства были призваны стать трамплином для любого ищущего человека к самостоятельному постижению реальности и развитию сознания. А посему диамат был уготован в жертву неизбежным трудностям дальнейшего роста общественного сознания, которому всеобщее бесплатное образование только способствовало.
Да и по сей день никто не мешает любому, чье сознание все еще определяется бытием, с целью защитить свой разум от язв и миазмов угробленной СМИ-реальности и сорос-реализма пользоваться диаматом как платформой для своего дальнейшего развития.
Джордж Сорос, кстати, как выразитель нужд и чаяний мирового капитала, отвечая на вопрос корреспондента, как бы он, занимающийся «консервацией мозгов», экспортом революций, селекцией кадров в политическую элиту «освобожденных» народов, артизацией отношений «общество – действительность», определил в целом род своей деятельности, отвечает без запинки: «Искажаю реальность». Такая искренность, как говорится, не может не радовать: значит, реальность не удовлетворяет больше требованиям «демократического капитализма». Но мы сидим на трибунах нашего видеоколлизея, жуем чипсы и от переживаний не ощущаем вкуса: интересно, кто же кого – реальность или Сорос (в переводе с родного для Джорджа языка «гроб»). А ставки уже принимают прямо в ходе состязания – главное, чтобы деньги обращались и приращались другими деньгами. Это базовое понятие, фундамент современных отношений между обществом и капиталом – прирост валового продукта, даже если им являются игры в реальность или изломы нашего сознания. Даже если продукт воображаемый, лживый, иллюзорный, он тут же обеспечивается новыми банкнотами, по-прежнему обеспеченными все тем же золотым запасом. Прямо алхимия какая-то!
Артизация, маргинализация, искажение реальности, дутые ассигнации… Так что, капитализм таки загнивает, да? Даже страшно подумать. А помните, как мы этого ждали и верили, и болели за «наших», а не за «немцев»? А потом партия говорила: «Да они же загнивают – вот, понюхайте!» – а оттуда так пахло! А сейчас этот «пахучий» глагол приходится спрягать в первом лице и с матами, и с автоматами…
Так что теперь придется стать йогами. Приобщиться к алхимии, объяснить своему сознанию, что оно ответственно за действительность. И благодарно вспомнить прошлое, и смириться с реальностью, и избавиться от страха перед грядущим. Будем надеяться, оно еще грядет.
Вот такой вот каламбур.
ID:
233520
Рубрика: Поезія, Лірика
дата надходження: 08.01.2011 00:42:28
© дата внесення змiн: 08.01.2011 00:42:28
автор: Богдан Ант
Вкажіть причину вашої скарги
|