|
Диалог у мольберта.
Художник: Сергей М.
Модель: Оливия К.
Художник:
...Страна - и та совсем не та, что раньше.
Все предают - служитель, друг, сосед.
Дрожа от страха, все сидят по башням.
И я не тот. Я нынче слаб и сед.
Хоть полон мозг еще идей, но руки -
Предатели. А мир - жестокосерд...
Сутану Папа снял, напялил брюки -
Воюет. Озлобел и обнищал.
Забыл искусства и презрел науки.
Купил лишь геликОптер да пищаль.
На них не проживешь. Заказов - мизер.
И оттого-то на сердце печаль.
Все разучились строить. Башня в Пизе...
А храмы?.. Сколь ущербен новодел!
Но толку что в унылой укоризне?
Забыть ее, забыть себя - в труде!
Не хочет церковь? Топаем к богатым!
Они все думают - "моя жена - модель".
Пусть думают. За небольшую плату
Я помогу им впасть в самообман.
Купцы!.. Но метят все в аристократы.
Я им - респект. Они мне - голд в карман.
И выживу я в это лихолетье,
И обойдут меня с сумой тюрьма...
Синьора, не хотите ли портретик?
Модель:
Портрет, сеньор? А разве мы знакомы,
Чтоб Вы так обращались напрямик?
Обязана я случаю какому
И надо ли решать мне сей же миг?
Ведь ничего, что я так церемонна?
У нас предполагается, мой друг,
Что госпожа (мы произносим «Мона»)
Поступит так, как ей велит супруг.
Я доложу о нашем разговоре
И, если не возникнет резких ”no!”,
То Вы, как говорится, per favore,
Грунтуйте к воскресенью полотно!
Вопрос, сеньор! Не выщипать ли брови
Мне, как диктует модный приговор?
С бровями лик мой несколько суровей
Мне стал казаться с некоторых пор,
А хочется игривости и блеска.
Модели участь всё же нелегка!
Так я спрошу, готов ли мой Франческо
Расстаться с содержимым кошелька!
Художник:
Бесценная мошна не оскудеет.
Тарифа ниже нет, чем мой тариф.
Я не какой-то лоботряс-бездельник,
Что лишь по вдохновению творит.
Я труженик! Ремесленник! Но - мастер.
Нет озарений. Есть размер и ритм.
Вам не поймать меня на копи-пасте.
Я честен. И что вижу - то скажу.
И я скажу... что созерцать вас - счастье.
И очень жаль, что я провел межу
Между трудом и очень личным чувством.
О боже мой, ну что я горожу!
Я таракан, травите ж меня дустом!
Я жалок - покажите же свой гнев!
Но не гоните. Дайте час искусству!
С искусством вместе дайте его мне!
Скажите же, причем тут ваш Франческо?
Он будет долго спорить о цене.
Скажите же, ведь ваше слово веско.
Желательно, чтоб слово было "да".
И я к портрету в качестве довеска
Добавлю фон - ну там холмы, стада...
Модель:
Желаете, чтоб я сказала «Si!» Вам?
Пусть будет так! Не против и супруг.
Но мой портрет обязан быть красивым.
Таким, чтоб просто лопнули вокруг
От зависти патроны и матроны.
Таким, чтоб свет мой бил им по очам,
Чтоб им не лезли в глотку макароны,
И сон к ним не являлся по ночам.
Чтоб посмотреть его из разных мест к нам
Спешил сюда разноязыкий люд,
Чтоб стал невероятно он известным
И всюду был сочтён за абсолют!
Куда мне встать? Мне лечь? Да нет, я сяду!
Лицом к маэстро и спиной к окну.
Сидеть часов мне пару-тройку кряду.
Пусть мне поют! Иначе я засну.
Пусть веселят: рассказывают байки
И гонят всевозможную пургу.
Ведь я, мой друг, признаюсь без утайки,
Сидеть на месте долго не могу.
А волосы? Оставить позади на
Благоволенье солнечным лучам?
А может, как и Вы свои седины,
Фривольно разметать их по плечам?
Художник:
Спиной к окну? А где источник света?
Лицо в тени, оно темней окна.
Синьора, можно лучше без советов?
Нет, я не прочь, но жалко мне сукна.
И времени. Ведь время быстротечно,
Куранты бьют, а дальше - тишина,
И голову держать не смогут плечи,
Лицо осунется, наденет сеть морщин,
Не будем время тратить мы беспечно
На разговоры; лучше завершим
Сперва работу: лягте. Ладно, сядьте...
Но бюст, пожалуй, сделаем большим.
Искусства суть - чтобы сидело платье,
Чтоб видимое радовало глаз,
Чтоб зрителю оно орало - "Нате!"
Чтобы ввело оно его в соблазн.
Чтоб дух окреп, чтобы душа порхала,
Чтоб плоть... ну как сказать-то... поддалась.
Синьора, не сочтите за нахала,
Но не могли бы снять вы свой... тулуп?
Снимите и прикройтесь... опахалом,
Ведь зритель, к сожалению, не глуп.
В любом портрете ищет он изюмин,
Причем желает видеть их без луп.
Нет-нет, синьора, я же не безумен,
И уваженье ваше я ценю,
Как англичане говорят, excuse me,
Но может, все же, лучше лежа? Ню?
Модель:
Угодно Вам своё потешить эго
Или задеть намеренно моё?
Вы думаете, я отвечу – prego,
И предложу помочь мне снять бельё?
Ну, так и быть. Пока нас в зале двое
И не пришли лютнисты и шуты,
Жилет ещё сниму, пожалуй, свой я
Чтоб не сомлеть совсем от духоты.
И то сказать, мне нечего стыдиться –
Я молода, прекрасно сложена,
И много лет уже как не девица,
А мать семейства, мужняя жена.
Не чересчур тоща, и не калека,
И не больна – троих уж родила.
А живописец, всё равно что лекарь,
Посмотрит, где болит, и все дела.
Ну, вот, глядите, обнажилась шея.
Хотите, закатаю рукава?
Хоть с кем другим бы о таком вообще я
И говорить отважилась едва!
Вы искушать намерены как долго?
Пусть мало похожу я на ханжу,
Но так и подмывает чувство долга
Сказать мне то, что я сейчас скажу,
Надеюсь я, что мне достанет литер,
Хоть в итальянском так ничтожно их:
Похоже, Вы меня нарочно злите,
Чтоб цвёл румянец на щеках моих.
Вы шутите скоромно, сально, липко,
Радея тут не о златом тельце -
Вы жаждете, чтоб грешная улыбка
Мелькала тенью на моём лице!
Устала я. И, кстати, Вы служанку
Куда быстрей раскрутите на ню.
Придёт и рухнет голой на лежанку,
Лишь только в колокольчик позвоню.
Художник:
Служанка - блажь, хотя порой полезна.
Но делу время, а потехе - час.
Простите, что в интимное вам лезу,
Но кучу лет назад, еще учась,
Я понял, что прекрасное двояко.
И красота - лишь небольшая часть
Прекрасного. Она излишне мягка,
Податлива, готова ко всему...
Но род людской порою тянет в драку,
Он ищет пищи своему уму,
Он любит мёд, но ценит и горчицу,
И часто чередует свет и тьму.
О как, я ждал, когда же так случится,
И я найду, в реальности найду
В едином теле овна и волчицу,
Что тянет равно к блуду и стыду -
И вот нашел. И все моё искусство
Куда-то делось. Мелет ерунду
Язык мой, в голове же стало пусто.
Мне вызов брошен - отчего ж я скис?
Ведь надо биться! Нет, не за капусту.
В душе я рыцарь, меч мой - моя кисть.
Холст - как дракон - рази же его краской!
Сперва набросок... контуры... эскиз.
Лицо тут маска. Кто же скрыт под маской?
Модель:
Ну, что ж, лицо искать давайте вместе!
Хоть в этом деле форы Вам не дашь:
Набросков, я гляжу, почти что двести
Явил Ваш итальянский карандаш.
А вот со мной случается иначе -
Я в зеркалах читаю репортаж!
Они мне всё поведают, тем паче
Расскажут правду о моём лице:
Вот этот прыщик, он от недостачи
В моих продуктах витамина С,
А та морщинка от тревог о муже –
Он мучается болями в крестце,
Ему опять сегодня было хуже.
А вот, смотрите, под глазами тень!
Всё это от бессонницы, к тому же
Наш младший сын страдает третий день,
Идут так трудно зубы у малютки,
А нянька... ей вставать ночами лень,
Она с ним так намается за сутки,
Что как колода спит без задних ног,
А я дежурю. Это же не шутки,
Когда в жару мой мечется сынок!
А ямочка вот тут, на подбородке...
Да что же я мелю, помилуй Бог,
А Вы спокойно слушаете, кротки
Как белокрылый ангел во плоти.
Да, нам бы всё котлы да сковородки,
От быта никуда нам не уйти.
Хотелось бы, конечно, о высоком,
Но я в высоком как-то не ахти...
Хотите, кстати, угощу Вас соком?
Граната сок Вам будет не во вред.
А я пошарю любопытным оком,
Каков он в самом деле, мой портрет...
Художник:
Он не готов еще... совсем немного...
Ну полчаса еще... ну час-другой...
Сейчас я снизу пририсую ногу.
Хотя вообще-то черт с ней, черт с ногой.
Заказчицы хотят обычно ножку,
Причем прямую, хоть у них - дугой...
Ну как, похоже? Ну хотя б немножко?
Сперва себя никто не узнает.
Ведь в бочке меда как без дегтя ложки?
...нет, это горностай, а не койот.
Модель:
Мадонна! Вот ирония планиды.
Видать, под хвост попала Вам шлея...
Скажу, синьор (но только без обиды),
Что на моём портрете я – не я.
Во-первых, я не так прекрасна ликом.
И лик не мой, и статность не моя,
И одеваюсь не с таким я шиком,
И не смотрю куда-то в никуда,
Вся в мыслях о высоком и великом,
И я не так стройна и молода!
А я всегда во время наших сессий
Внимаю Вам, ведь и в свои года
Вы элегантны в творческом процессе,
И так богаты, так резвы умом,
И куражом охвачены Вы весь, и
В восторге замираю я немом
И думаю – да он, пожалуй, гений,
В значеньи слова, что ни есть, прямом!
А Вы, мой друг, в одно из тех мгновений
Портрет живописуете не той,
Без всякого сомнения и тени.
Какой, прошу простить меня, отстой!
Я тут, а Вам мерещатся другие.
И этот зверь... Взираю с тошнотой,
На мех страдая с детства аллергией.
Я больше не позирую Вам, нет.
Моей не будет больше здесь ноги, и
Передавайте дружеский привет
Своей прекрасной незнакомке-музе!
Мы Вам заплатим тысячу монет.
Всех благ, сеньор. Я удаляюсь, scuzi.
Художник:
Итак, она ушла. Остался образ.
Незамутненный. Чистый, как ручей.
Я вновь свободен. Не мешает робость.
Ни темб(о)р голоса, ни блеск ее очей.
Пора работать. Суета пустая,
Уйди из головы. Зажечь свечей,
Убрать подальше "Даму с горностаем" -
Она опять мне очень помогла.
Искусства суть... Искусство - это тайна,
И суть его всегда скрывает мгла.
Спиной к окну... Допустим. Фон - тревожный.
Дорога. Мост. Река. В тени - скала.
Она - мрачна. Устала. Бледность кожи
Землистого оттенка. И глаза...
Ну вроде получается похоже.
Проголосуем, что ли? Ну, кто "за"?
Мозг - голосует. Сердце - воздержалось.
А этим, пренебречь, увы, нельзя.
Так заново! К написанному жалость
Преодолею - пишем новый слой.
Она хохочет? Нет, она заржала!
Опять не то... Она выходит злой...
Теперь ст*рвозной. Снова... Горделивой?
Сияющей? Опять не повезло.
Портрет - in vitro, а она - in vivo.
Статичен он, она же будто ртуть,
Как гнущаяся на ветру олива,
Дыханье, колыхающее грудь,
Эмоций вихрь, что только что родился...
Как этот миг на вечность растянуть?
Запечатлеть возникновенье мысли,
Слова, что не слетели с языка
А взяли и на кончике повисли
На годы, на декады, на века?
Последний раз, без права на ошибку,
Беру я кисть - задача не легка.
Но дернулась рука... и вдруг - улыбка!
2010
ID:
418856
Рубрика: Поезія,
дата надходження: 16.04.2013 12:34:37
© дата внесення змiн: 17.04.2013 09:26:45
автор: Оливия К.
Вкажіть причину вашої скарги
|