Смотрите, я обнаружил живописные истоки блокбастера Квентина Тарантино "Джанго освобожденный" (2012). Это "американский Рембранд", Истман Джонсон, "А Ride for Liberty - Fugitive Slaves" (Дорога свободы - рабы-беглецы) (1862).
Разумеется, я допустил небольшую натяжку, но Тарантино первый начал (см.ниже), а образы на картине слишком заметно перекликаются с образами в фильме. События киноленты датированы 1858 годом, картина - 1862-м (напомню, гражданская война в США длилась с 1861 по 1865). Если Тарантино пеняют исторической недостоверностью, прежде всего, историй о гладиаторских боях, о борьбе мантинго, то картина - не просто документ своего времени, это - репортаж. Истман Джонсон наблюдал это сам во время одной из битв между южанами и северянами, а такие битвы в то время служили динамической границей между Южными, рабовладельческими, и Северными, аболиционисткими штатами, то есть между свободой и рабством для черных. Пользуясь неразберихой и суматохой боя, семья рабов бежит с Юга на Север (видите белые точки левее морды лошади? - это штыки, военные порядки федералистов). Тарантино - не документалист, а художник и еще - моралист, поэтому он ситуацию рабов на Юге изобразил через насилие, а насилию придал образ мантинго. В результате получился нравственный документ и развлечение высокого качества, иначе говоря, искусство.
Картина, повторюсь, документально-репортажна, причем на нескольких уровнях. Прежде всего, это едва ли не первое полотно в США, где негры находятся не на краю поля зрения, а в его центре, и вообще являются единственными фигурами, такие как бы "трое в лодке, не считая коняки". Это - символ фундаментального сдвига не только в искусстве, но в обществе, болезненного и кровопролитного, буквальная де-маргинализация, перенос с края полотна и жизни в их центр. Еще один документальный аспект - белый носок на бабке лошади; среди американских барышников того времени бытовало поверье, что количество и размер таких украшений свидетельствуют о выносливости животного, чем их меньше (нет совсем), тем лучше. У этой лошади - один маленький белый носок; значит, это - дорогое животное, украденное из хорошей конюшни, а негр, скорее всего, состоял при нем конюхом и вообще разбирался в лошадях, раз выбрал его для семейного побега: Боливар двоих, а тем более троих не вынесет, если он в белых носках, а тем более - в гольфах.
Но Истман Джонсон - художник, как и Квентин Тарантино, и потому не ограничился одной лишь сухой констатацией фактов. Положения голов всадников - это символы: глава семьи смотрит вперед, в светлое свободное будущее; его жена - назад, в темное рабское прошлое; ребенок смотрит вниз, переживая опасное приключение настоящего. Таким образом, полотно - тоже нравственный документ и метафора жизни, иначе говоря, искусство.
...у меня такое чувство, что Квентин Тарантино и Истман Джонсон много и интересно говорили обо всем этом. Покойный Берлиоз, наверное, возразил бы, что никто не может подтвердить, что такой разговор происходил на самом деле. Но у меня полное ощущение, что "это может кто подтвердить", что я сам, лично присутствовал при этом разговоре! - в искусстве такое очень даже возможно.
май 2020 г.
ID:
874659
ТИП: Проза СТИЛЬОВІ ЖАНРИ: Ліричний ВИД ТВОРУ: Поема ТЕМАТИКА: Філософська лірика дата надходження: 05.05.2020 08:20:06
© дата внесення змiн: 05.05.2020 19:04:00
автор: Максим Тарасівський
Вкажіть причину вашої скарги
|