К написанию данной статьи меня подтолкнуло осознание всей бесперспективности самообмана нашей образовательной системы, которая с фанатизмом внедряется в мозги народа как единоверная. Времена перемен, так активно переплетенные с судьбой нашего народа, требуют порой решительных и дерзких действий и абсолютно не нуждаются в наигранной обстановке стабильности и комфорта. Тем более, что эффективному учебному процессу постоянно мешают иллюзии, которые не позволяют трезво оценивать ситуацию и пытаться найти из нее выход.
Иллюзия первая: “Демократичность системы образования”. В связи с распадом СССР и всего с ним связанного, мы дружно отказались и от системы образования тех времен, на смену взяв тенденции Запада и США. Провозгласили всеобщую демократию, я б даже сказал диктатуру демократии, и приготовились жить лучше. А теперь начинаются сплошные но... Вместо эффективного авторитарного (возможно единственно подходящего славянам) педагогического процесса мы скатились к либерализму, когда уже от учителя почти ничего не зависит. Ученика не напугаешь двойкой, или возможность попасть на второй год, само общество во всех его проявлениях (кино, книги, телевиденье и т.д.) показывает ученикам, что им знания не нужны. Как же тогда привлекать их к учебе?
Из этого вытекает вторая иллюзия, порожденная вопросом: “Кому это вообще нужно?”. Ученики искренне считают, что только учителям. Учителя – что ученикам. А государству вообще кроме средних чисел ничего не надо: родился – пошел в садик – школа – институт – работа – пенсия. Все становятся как бы актерами одного спектакля, маскарада, где заранее расписаны роли. А если кто-то пытается модернизировать свою роль, то он сразу или двоечник, или фантазер, или со временем уволенный “неудобный” сотрудник. А вопрос так и остается открытым – кому же это нужно?
Тут на сцену выходит третья иллюзия: “Учитель – заложник своего положения”. К сожалению, это уже не иллюзия, а закоренелый факт. Ведь действительно – учителю нужно учить, за это он деньги получает. А кого и как учить, если это почти никому не нужно? Единицы учеников приходят за знаниями, остальные отбывают урок как повинность. В советские времена этой проблемы не было: Учись - Почему? - Так нужно! Все, лаконично, четко, понятно. Не будешь учится – останешься на второй год, не попадешь в партию, не пробьешься в жизни. Времена кардинально изменились. Сейчас, не учишься - после школы в армию - потом на стройку - зарплата выше, чем у преподавателя в вузе. Или же еще лучше – дал взятку, поступил в институт, а потом уже и работать можно, заместителем директора у папы на фирме. В такой ситуации учитель оказывается как бы в заложниках своего положения. С одной стороны должен, но с другой его слушать уже никто не хочет и не будет. Наказать он не может, не демократично, а заинтересовать знаниями в стране, где они не нужны – похоже на сизифов труд, с возможной пирровой победой.
В итоге мы сталкиваемся с четвертой иллюзией: “Ученик – король урока”. А что? Не жизнь, а мед. Не накажут, не заставят, не повлияют – сиди не хочу! И тут оплошность выходит. Ведь не все дети богатых и влиятельных родителей, не все хотят в армию или на стройку. Вот на таких детях, в основном учителя и отыгрываются за всех остальных, до кого “дотянуться не могут”. Да и “золотой молодежи” не сладко – наказать их учителя может и не в состоянии, а нервы потрепать – запросто, а ведь они уже не восстанавливаются.
Теперь подойдем к самой циничной пятой иллюзии: “Школа учит нас тому, что нам пригодится жизни”. Да? Знания – они, конечно, всякие и всем нужны, но в каждый период развития социума и каждому конкретному индивидууму, необходимы в большей мере те или иные подходящие навыки и умения, а не все без исключения. Школа же не учит быть ученика харизматичным или хладнокровным, а эти качества, к примеру, присущи почти всем лидерам. Школа не обучает основам бизнеса и маркетинга, а это могло бы пригодиться при открытии своего дела. Она не учит аспектам личной жизни, взаимодействию полов, умению пробиться среди себе подобных. Она дает фундамент, но на бетоне деревья не вырастут, а почва, видите ли, грязная – в ней учителям нельзя мараться. Фраза конечно, на первый взгляд сильно образная, но отображающая реальное положение дел.
Если бы я на этом и закончил, то грош цена была бы этой публикации. Критиковать все умеют, проблемы тоже всем заметны. А что делать? Постараюсь предложить некоторые свои идеи.
Ситуации не образные, а конкретные, из жизни.
Старшеклассники. Перемена, класс пустой, заменяю учителя. Начинают заходить ученики, меня не знают. Поражает неуважительное отношение к нашей братии. Реплики в мой адрес вроде “Хэллоу. Йоу и т.д.”. Обильная распальцовка и жаргон продолжается и после звонка. А ведь это не колония, не школа для слабоумных или притон, обычная школа, обычные дети. Ситуация с которой, к сожалению периодически сталкиваются молодые учителя почти во всех средних школах страны.
Далее привожу по пунктам мои действия, возможно знание этих приемов принесет кому то из педагогов пользу. Начинаю с фразы: “Ребята, вы знаете, что такое иллюзии”. Молчат. Не ожидали. Урок ведь биологии, причем тут иллюзии? Продолжаю. “Иллюзии, это заблуждения, когда выдаешь за реальное то, чего нет на самом деле. Вот и у учеников свои иллюзии. Во-первых, вы считаете, что мне интересен ваш выпендреж, вроде сильно расставленных пальцев, жаргона и т.д. Во-вторых, думаете, что это вас выгодно отличает от меня и прочих учителей. В-третьих, подсознательно ждете от меня порывов благородного гнева и нравоучений.
Так вот, вынужден вас огорчить. Нравоучений почти не будет. Я здесь не из-за того, что так рад вас видеть и не могу и дня без вас. Я выполняю свою работу и все, больше меня ничего не интересует. Теперь, насчет вас. Вы тоже выполняете свою работу – учитесь. Каждая специальность требует определенного поведения. Учитель – учит, ученик – учится, не мешает педагогу и т.п. Если вы приходите ко мне на урок, вы принимаете это соглашение. Не хотите принять – можете быть свободны (за все время после этой фразы ушло только 2 школьника). Те, кто остаются, ведут себя как порядочные ученики, и ни как иначе. Старайтесь добросовестно выполнять свою работу, это пригодится вам в жизни.
Следующее – вы думаете, что мне интересно смотреть на ваше вызывающее поведение. Нет. Если бы я проводил с вами деловую беседу, то после первого “Йоу” мы бы попрощались. Оставьте свой дешевый жаргон для подворотен. Это школа и в ней надо жить по правилам учебного заведения, а не улицы. Или вы думаете, что я таких слов не знаю? Поверьте – это тоже иллюзия. Я могу говорить так, что у вас и уши в трубочку свернутся, но я на работе, и веду себя как показано учителю.
И, наконец, если вы хотите задеть мое самолюбие или на моем фоне выделиться, то победите меня там, где я на ваш взгляд силен. Считаете меня “ботаником”. Так докажите, что вы еще более крутой “ботаник”, узнайте предмет лучше. Тогда вам честь и хвала. А пытаться показательно одолеть человека в том, в чем по вашему мнению он значительно слабее – достойно только презрения. Поэтому побеждать меня надо наукой, а не дворовой лексикой (хотя, поверьте – здесь они тоже б пролетели)...”
После короткого воспитания мы перешли к непосредственному проведению урока и изложению материала. Больше вопроса поведения у нас не вставало.
Выводы. Во-первых, все то, что я делал и говорил, было направлено в пользу самим ученикам. Просто, к сожалению, времена и психология современных подростков сами наталкивают на подчеркнуто холодную и жесткую манеру общения. Если учителя будут, как и родители, окружать их любовью и опекой, то у школьников, разовьется иллюзия, что они всем и везде нужны, важны и дороги. Все принесут на блюдечке, а за ошибки погладят по голове. Только взрослая жизнь вносит свои коррективы. Никому никто посторонний просто так не нужен, все пытаются друг на друге нажиться, любой ценой самовыразиться и т.д. Школа должна воспитать детей не с “розовыми очками” на глазах, а с реальными представлениями о реальной жизни, о ее законах и правилах.
Еще одним очень важным моментом есть необходимость хоть как-то заинтересовать детей материалом. Предлагаю два варианта: максимальная привязка к реальной современной жизни и обилие юмора. Иначе, я думаю, не сильно изменится. Тут или деньги плати ученикам, чтобы они ходили в школу и хорошо учились (для нашей страны это даже не фантастика, а утопия), или хоть материал сделай интересным и полезным, что в силах самого учителя.
Самое главное приспособить образование к современности, а не навязывать детям непонятно что, заставляя учителей выполнять порой бессмысленную работу ради очередной галочки в журнале какого-нибудь чиновника.
ID:
301648
Рубрика: Проза
дата надходження: 22.12.2011 17:21:18
© дата внесення змiн: 22.12.2011 17:22:34
автор: Лядский Игорь
Вкажіть причину вашої скарги
|