"25 октября в музее Приднепровской строительной академии, состоялась творческая встреча Александра Морозова, на которой он презентовал , недавно вышедшую книгу «Дебальцево. Взгляд сквозь годы». Дело в том, что один из героев этой книги в своё время трудился и жил в Днепропетровске. Это уроженец Дебальцево Николай Афанасьевич Буданов."
Ниже приведена глава из книги " Дебальцево. Взгляд сквозь годы". посвящённая Н. А Буданову.
"Профессор, доктор наук. Основатель теории ползучести бетона. Заложил основы кафедры железобетонных конструкций Днепропетровского Инженерно-Строительного Института. Экспе-риментально подтвердил решение А.Н. Динника и А.С. Локшина по устойчивости арок постоянного и пе-ременного сечения и доказал применимость полученных результатов к железобетонным аркам. Разработал таблицы расчётов арок. Впервые ввёл понятие «мера ползучести».
Автор нормативных документов по проектированию кессонных и прочих арочных перекрытий. Опубликовал более 30 научных работ, в том числе 3 учебника и одну монографию. Имел десятки учеников и последователей.
Родился 10 июля 1888 г в посёлке Дебальцево Екатеринославской губернии, в семье железнодорожника. Родители Николая были из крестьян Орловской губернии, которые в поисках лучшей доли перебрались из Орловщины на Донбасс в Дебальцево. Отец Николая работал на железной дороге, прошёл путь от рабочего до дорожного мастера. Родители Николая, у которых в своё время не было возможности получить хотя бы начальное образование, видя стремление к учё-бе у своего сына, сделали всё, чтобы он стал человеком образованным. Николай Буданов учится в мужской гимназии Ростова-на-Дону. Начиная с 5 класса гимназии, способный гимназист подрабатывает репетиторством. И в 1906 г. Николай оканчивает гимназию с золотой медалью.
Продолжает учёбу Николай Буданов уже в столице, где с 1907 по 1912 гг. – проходил курс обучения в Петербургском институте путей сообщения. Будучи студентом, подрабатывает в технической конторе и во время летней практики. В 1912 – 1913 гг. – работает над составлением проектов мостов и над переводами в Петербургском институте путей со-общения под руководством Г.П. Передерия. В Российской империи уделялось большое внимание науке и талантливой молодёжи, благодаря этому Николай Буданов с апреля по август 1913 г. на средства института путей сообщения, находится в научной заграничной командировке.
С 1914 г. молодой инженер Буданов перебирается в Екатеринослав (нынешний Днепропетровск), с которым он навсегда связал свою судьбу. Здесь он с 1914 по 1919 гг. работает на Екатерининской железной дороге на различных технических должностях. Во время оккупации немцами Украины был отрезан от центра, работал в это время на технических должностях в управлении по шлюзованию Днепровских порогов, а затем, в 1920 г. Николай Буданов, будучи на
отдыхе в Сочи, был мобилизован и направлен на строительство Черноморской железной дороги, где он трудится начальником дистанции.
С 1921 г., после возвращается в Екатеринослав начинается преподавательская деятельность Буданова. С 1921 по 1925 гг. – в Екатеринославском техникуме путей сообщения (преподаватель, начальник учебной части, директор). В 1925-1930 гг. он по совместительству трудится в Вечернем рабочем строительном техникуме, Управлении строительства Украинских железных дорог, и в Консультационном бюро при Днепропетровском окрисполкоме.
Женат Николай Афанасьевич был на дочери священника Е. Г. Федосеева, который, как служитель культа, был подвергнут репрессиям советской власти: выслан в Сибирь в селение В. Имбацкое на 5 лет, а впоследствии вынужден был работать бухгалтером…
Николай Афанасьевич всё время вёл научно-исследовательскую и консультационную работу. С 10.1929 по 08.1941 г. он – профессор, заведующий кафедрой железобетонных конструкций Вечернего рабочего строительного техникума, а затем Днепропетровского инженерно-строительного института. В 1932 – 1941 гг. – заведующий кафедрой мостов и туннелей Днепропетровского института инженеров транспорта. 11.1939 г. – на научном совете Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта защитил докторскую диссертацию «Влияние ползучести бетона на работу железобетонных мостовых арок», которая стала первой докторской диссертацией, подготовленной в ДИСИ.
С 11.1941 по 1943 г. – преподаёт в Днепропетровском политехническом институте, одновременно являясь управляющим областной проектно-монтажной конторой.
В августе 1941 г. Строительный институт эвакуируется. Из-за плохого состояния здоровья жены (туберкулёз). Николай Афанасьевич вынужден был остаться в Днепропетровске. 21.09. 1941 г., по инициативе Украинской областной управы, было положено начало организации Днепропетровского политехнического института, в котором открывалось 5 факультетов. Занятия начались 3 11. 41 г. при небольшом числе студентов. В январе 1942 г. чтение лекций студентам было запрещено, а впоследствии вообще были запрещены вообще занятия со студентами и преподаватели должны были заниматься составлением технического русско-немецкого словаря. Зарплата была снижена, а потом большая часть преподавателей, в том числе и Н. А. Буданов, были отправлены в отпуска без содержания. Преподаватели находились в крайне тяжелом материальном положении, поэтому в ноябре 1941 г. группа научных работников организовала в Днепропетровске небольшую частную строительную контору, в которую, после её организации, управ-ляющим был приглашён Николай Афанасьевич. Контора в основном работала по ремонту центрального управления и по дорожному строительству. В эту контору были свезены мебель, имущество архивы и библиотеки эвакуировавшихся контор: Промстройпроекта, Днепропроекта и др. Благодаря этому ценное имущество и документация была сохранена до момента освобождения города войсками советской армии.
25. 10. 1943 г. по приказу ОСМЧ Днепровскпромстрой Г. С. Кириченко, Николай Афанасьевич Буданов назначается исполняющим обязанности директора Днепропетровского Инженерно-Строительного Института (ДИСИ). С 1 ноября Николай Афанасьевич приступает к восстановлению работы ДИСИ и к моменту прибытия из Москвы нового и.о. директора ДИСИ, С. И. Минделя, основная часть восстановительных работ была выполнена. Был объявлен приём студентов, набран штат преподавательского и технического персонала, решались другие вопросы, связанные с началом учебного процесса.
В разные года Н. А. Буданов возглавлял ДИСИ, трудился там заведующим кафедрой железобетонных конструкций. Николай Афанасьевич внёс весомый вклад в отечественную и мировую науку, имел много учеников и последователей. С 1957 г. – на заслуженном отдыхе. Умер Николай Афанасьевич 16 июня 1973 года, похоронен в Днепропетровске. "
Студенты и преподаватели слушали с интересом. ( При работе над книгой, я обращался в Приднепровскую строительную академию - бывший ДИСи. С просьбой помочь в поиске материалов о нашем земляке. В моих поисках мне помогли жители Днепропетровска, писатели Людмила Некрасовская и Любовь Томская, за что я им крайне признателен. Сейчас, присланные ими материалы, переданы в Дебальцевский литературно-исторический музей). А книга " Дебальцево. Взгляд сквозь годы". под аплодисменты присутствующих, была передана в дар музею Приднепровской строительной академии.