|
Выросла я в небольшом провинциальном городке на Одесщине, и , хотя все жили тогда в общей могучей стране, догадывалась, о существовании неких негласных пограничных пределов. Для меня, к примеру, такой заграницей в ту пору была Молдавия, - вроде бы и рядом, но посещение ее было событием планетарного масштаба, - притягательным, вожделенным. И повод посетить ее подвернулся неожиданно. В Молдавию перевели служить дядю Толю, мужа младшей сестры отца. Мечта сразу обрела реальные черты. "Мы едем к Клавке, - сказал папа. - И ты с нами!" - это уже было обещано мне. Воинская часть размещалась в красивейшем месте - на зеленых склонах, прямо над Днестром. Там я увидела веселые голубые хатки с ухоженными подворьями, стройные ряды садов и виноградников, каруцы*, запряженные кудлатыми лошаденками и рыжими осликами, важно пересекающими проезжую дорогу несметными полчищами гусей, чумазую детвору, уже в раннем возрасте знающими иностранный язык - молдавский! Мне было 10 лет. Меня удивляло все!
В воскресенье мы с папой посетили районный центр - Дубоссары, где купили чудесное демисезонное пальтишко - зеленое, легкое, с круглым воротничком и - к моей радости - несколькими карманами! Много позднее, оказавшись жительницей этой удивительной маленькой страны, я убедилась, что Молдавия всегда славилась умением создавать для детей прекрасную одежду, за что моя подруга даже величала ее "чадолюбивой", поскольку подарки всем знакомым малышам всегда привозились из этой республики.
Лето заканчивалось, и я с нетерпением ждала наступления осени, чтобы удивить подружек в школе своей обновкой - зеленым пальто - не обычной детской теплой одежкой, а настоящим произведением швейного искусства из столичного Дома моделей! Осень, однако, выдалась короткой - пальто я надела всего несколько раз, резко наступившие холода заставили сменить легкое пальтишко на теплую одежду.
Наша старая школа не вмещала всех учащихся, занятия проходили в две смены, и районное начальство распорядилось начальные классы переселить в пустовавшее днем здание местной вечерней школы. Как же там оказалось замечательно - просторно, светло, парты высокие, что позволяло прекрасно прятаться за ними во время перемен! На большом перерыве в школу привозили бесплатное молоко, хватало всем, за ним не приходилось тесниться в прежнем школьном буфете. Перемену даже можно было иногда затянуть минут на десять, чтобы успели позавтракать все. Отдельной планетой существовали мы в этом здании! А еще рядом со школьной площадкой рос молодой сад. Плодоносящих деревьев, однако, там было мало, но горькая лесная черешня, груша-дичка, пушистые клены так радовали свежей зеленью с приходом весеннего тепла!
Никогда не забыть мне самого необычного события той весны! День был ярок не только от умытого весенним дождем солнца, но и от ошеломляющего известия по радио: Человек в космосе! Наш! Советский! И зовут его так звучно и просто - Юрий Гагарин!
Ликованию нашему не было предела! Уроки были сорваны, и никто никого за это не распекал! Мы бесились в школьном саду, орали так, что наверное и в высоком космосе было слышно: Гагарин! Ура! Домой я вернулась поздно, - расхристанные косички, надорванное крыло форменного передника, замызганный от подбрасывания вверх и шлепанья во влажную траву портфель. Мама, успевшая к этому часу прийти с работы, тоже была в хорошем настроении и совсем не сердилась на растрепу дочку.
Утром, отправляясь в школу, вдруг обнаружилась пропажа пальто. Нового! Зеленого! Заграничного! Размазывая слезы по щекам, я вспомнила, что накануне,прыгая от восторга, разгоряченная и возбужденная, я оставила его на суку в саду! В три прыжка я примчалась в школьный сад, хотя нередко опаздывала в школу из-за рассеянности и всевозможных неотложных событий, происходивших в пути. К моей радости пальто спокойно дожидалось меня на ветке. Я сняла его, отяжелевшее от утренней росы, и с замершим, успокоенным сердцем прижала к лицу.
Восторг вчерашнего события был сильнее искушения прибрать к рукам детское пальтишко, хотя через школьный сад по широкой тропе проходили сотни людей, сокращая путь после рабочего дня. Скорей всего, его никто и не заметил на дереве в тот день.
Посещая спустя годы небольшой украинский городок, я прохожу по улицам детства. В старом здании вечерней школы разместился офис какого-то местного предпринимателя, школьный сад безжалостно вырублен в пользу невзрачной постройки службы энергосбыта, детские пальто и другая одежда перестали считаться дефицитом, но верится, что прогрессом управляют Юрки, рожденные в том знаменательном году!
* каруца - молд. - крестьянская телега.
ID:
557912
Рубрика: Поезія, Сюжетні, драматургічні вірші
дата надходження: 07.02.2015 12:28:19
© дата внесення змiн: 08.02.2015 21:39:20
автор: Борисовна
Вкажіть причину вашої скарги
|