|
В озёрах Бейрута, во льдах Енисея
С древнейших времён спят наследники змея –
Их люди возносят как местных богов!
О, племя, о, пламя! Взвывания боли!
Их песни, их танцы! Их боги ждут крови!
Не жаль приношенья кровавых даров…
Дитя в колыбели, обряда узоры,
И травы, и краски! Беспомощны взоры:
Ребёнок – невинность, плеск мутной воды.
Тот трон бы святыней! Решённая доля:
Кто создан для счастья, кто создан для горя,
Реликт им толкует свершенья судьбы…
С копьём навострённым, непризнанной верой,
На белом коне он, но чёрной победой
Клянёт его славу молва языков,
Раздвоенных ложью, хвалящих мгновенье,
Когда отправляют детей в подношенье
Змеиным уродцам, плюя на любовь.
Зажравшейся твари, молола веками,
Ответит достойно! Он сдавит руками,
Вонзит в её чрево стальное копьё.
Накинут поводья, кто были гонимы,
Погонят на площадь, во град, на смотрины,
Но люди по старой зашепчут своё…
В озёрах Бейрута, во льдах Енисея
Георгий с копьищем, сразившим и змея,
Бродил одинокий, но с верой в добро.
Настанет то время – вновь лучшие боги,
Нас в жертву попросят отдать им пороки!
Всё полнятся чаши, преданье старо…
(Набить под завязку драконье нутро.)
5 февраля 2013 г., 2021 г.
Одним из самых известных чудес, приписываемых жившему в III веке в городе Лидде Сирии Палестинской (ныне Лод, Израиль) уроженцу Каппадокии (ныне часть Турции) римскому военачальнику Георгию, бывшему любимцем императора Диоклетиана, но в период гонения христиан признавшемуся в исповедовании христианства и после смерти признанному христианским святым, прозванным Победоносцем, считается умерщвление им озёрного змея-людоеда (дракона) в окрестностях Бейрута (ныне столица Ливана), которого по решению царя-язычника местные жители пытались задобрить приношением ему на растерзание собственных детей согласно заранее составленному списку, в котором, на удивление, были и дети знати, в том числе и самого царя.
Но когда выпал черёд царской дочери подобно чуду из дальних земель явился на коне Георгий и пронзил змея копьём, избавив своим христианским поступком царевну от ужасной смерти. Неожиданное явление будущего святого немедленно произвело положительное воздействие на динамику обращения в христианство местных жителей, по мнению которых чудесное избавление никак не могло быть подстроено так горячо преданным жертвенному равноправию языческим царём.
Согласно другому варианту описания чуда святой покорил чудище молитвой и приказал ранее предназначенной в жертву девушке связать змея поясом, после чего она привела Георгия со связанным змеем в город, где жители, видя это чудо, тут же обратились в христианство, а Георгий убил чудовище мечом.
У силі своїй – всепотужний.
Краса його – криці краса.
В десниці спис харалужний
І смерть на вістрі списа.
Олекса Стефанович, 1934 р.
*Харалужний – умовно сталевий чи навіть булатний (з візерункової сталі), перше писемне вживання зафіксовано «Словом про похід Ігоря» (умовна назва літопису також імовірно може бути прочитана як «Слово про похід і горе Ігоря, сина Святослава, онука Олега», біля 1187 р., однак можливо існуючий колись рукопис, буцімто віднайдений у 1791 р., опублікований у Петербурзі в 1800 р., за офіційною версією згорів у московській пожежі 1812 р., до того ж списки рукопису й згадки про нього в інших джерелах невідомі, що з урахуванням інших погрішностей «Слова…» дозволяє деяким дослідникам сумніватися в його достовірності, а також сприймати його, як мінімум частково, в якості фальсифікації, яка належить руці висококваліфікованого спеціаліста кінця XVIII ст.).
Схожий сюжет имеет и эллинский миф о Персее и Андромеде, согласно которому Персей победил морское чудовище и спас отданную последнему на съедение царевну Андромеду (эллины, Эллада – историческое и единственное современное самоназвание народа и государства соответственно, которые мир во времена интернета продолжает называть греками и Грецией).
Схема
В о-ЗЁ-рах Бей-РУ-та, / во ЛЬДАХ Е-ни-СЕ-я
010 010 / 010 010
С древ-НЕЙ-ших вре-МЁН спят / на-СЛЕД-ни-ки ЗМЕ-я –
010 011 / 010 010
Их ЛЮ-ди воз-НО-сят / как МЕСТ-ных бо-ГОВ!
!10010 / !10 01
О, ПЛЕ-мя, о, ПЛА-мя! / Взвы-ВА-ни-я БО-ли!
!10 !10 / 010 010
Их ПЕС-ни, их ТАН-цы! / Их БО-ги ждут КРО-ви!
!10 !10 / !10 110
Не ЖАЛЬ при-но-ШЕНЬ-я / кро-ВА-вых да-РОВ…
!10 010 / 010 01
Ди-ТЯ в ко-лы-БЕ-ли, / о-БРЯ-да у-ЗО-ры,
010 010 / 010 010
И ТРА-вы, и КРАС-ки! / Бес-ПО-мощ-ны ВЗО-ры:
!10 !10 / 010 010
Ре-БЁ-нок не-ВИН-ность, / плеск МУТ-ной во-ДЫ.
010 010 / 110 01
Тот ТРОН бы свя-ТЫ-ней! / Ре-ШЁН-на-я ДО-ля:
!1! 010 / 010 010
Кто СОЗ-дан для СЧАС-тья, / кто СОЗ-дан для ГО-ря,
!10 !10 / !10 !10
Ре-ЛИКТ им тол-КУ-ет / свер-ШЕНЬ-я судь-БЫ.
01! 010 / 010 01
С копь-ЁМ на-вос-ТРЁН-ным, / не-ПРИЗ-нан-ной ВЕ-рой,
010 010 / 010 010
На БЕ-лом ко-НЕ он, / но ЧЁР-ной по-БЕ-дой
!10 01! / !10 010
Кля-НЁТ е-го СЛА-ву / мол-ВА я-зы-КОВ,
010 !10 / 01! 010
Раз-ДВО-ен-ных ЛО-жью, / хва-ЛЯ-щих мгно-ВЕНЬ-е,
010 010 / 010 010
Ког-ДА от-прав-ЛЯ-ют / де-ТЕЙ в под-но-ШЕНЬ-е
010 010 / 010 010
Зме-И-ным у-РОД-цам, / плю-Я на лю-БОВЬ.
За-ЖРАВ-шей-ся ТВА-ри, / мо-ЛО-ла ве-КА-ми,
010 010 / 010 010
О-ТВЕ-тит до-СТОЙ-но! / Он СДА-вит ру-КА-ми,
010 010 / !10 010
Вон-ЗИТ в е-ё ЧРЕ-во / сталь-НО-е ко-ПЬЁ.
010 !10 /
На-КИ-нут по-ВО-дья, / кто БЫ-ли го-НИ-мы,
010 010 / !10 010
По-ГО-нят на ПЛО-щадь, / во ГРАД, на смо-ТРИ-ны,
010 !10 / !1! 010
Но ЛЮ-ди по СТА-рой / за-ШЕП-чут сво-Ё…
!10 !10 / 010 01
В о-ЗЁ-рах Бей-РУ-та, / во ЛЬДАХ Е-ни-СЕ-я
010 010 / 010 010
Ге-ОР-гий с ко-ПЬИ-щем, / сра-ЗИВ-шим и ЗМЕ-я,
010 01! / 010 !10
Бро-ДИЛ о-ди-НО-кий, / но с ВЕ-рой в до-БРО.
010 010 / !10 01
На-СТА-нет то ВРЕ-мя – / вновь ЛУЧ-ши-е БО-ги,
010 !10 / !10 010
Нас в ЖЕР-тву по-ПРО-сят / от-ДАТЬ им по-РО-ки!
!10 010 / 01! 010
Всё ПОЛ-нят-ся ЧА-ши, / пре-ДАНЬ-е ста-РО…
!10 010 / 010 01
(На-БИТЬ под за-ВЯЗ-ку / дра-КОНЬ-е нут-РО.)
01! 010 / 010 01
Силлабо-тоническая система:
тернарная рифмовка ААб/ВВб, где рифмы
«А», «В» – 4-стопный амфибрахий 010 с постоянной цезурой после 2 стопы с женскими (полными) клаузулами (окончаниями);
«б» – 4-стопный амфибрахий 010 с постоянной цезурой после 2 стопы с усечённым (мужским) окончанием.
ID:
486773
ТИП: Поезія СТИЛЬОВІ ЖАНРИ: Ліричний ВИД ТВОРУ: Вірш ТЕМАТИКА: Філософська лірика дата надходження: 19.03.2014 17:27:20
© дата внесення змiн: 07.08.2022 09:35:10
автор: Andrew Pushcha
Вкажіть причину вашої скарги
|